eso1539ru — Фото-релиз

«Угольный мешок»: фрагмент одноименной туманности крупным планом

14 октября 2015 г.

На новом снимке, полученном с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили, темные пятна почти полностью заслоняют от нас россыпи звезд. Эти чернильно-темные области – лишь небольшие части огромной темной туманности «Угольный Мешок», одного из самых известных объектов этого типа, видимых невооруженным глазом. Пройдут миллионы лет, и темные облака «Угольного Мешка», как настоящий уголь в гигантской топке, вспыхнут ярким светом, который будут излучать во множестве появившиеся там молодые звезды.

Туманность «Угольный Мешок» находится на расстоянии 600 световых лет от нас в созвездии Южного Креста (Crux). Гигантское скопление пыли вырисовывается причудливым силуэтом на фоне яркой звездной россыпи Млечного Пути. Наверное, с того самого времени, как в южном полушарии появились люди, они обращают внимание на эту странную темную туманность на ночном небе.

Первым об «Угольном Мешке» рассказал в Европе испанский мореплаватель Висенте Яньес Пинсон (Vicente Yáñez Pinzón) в 1499 году. Позже эту туманность называли Черным Магеллановым Облаком, в пандан к ярко сияющим на южном небе двум Магеллановым Облакам, карликовым галактикам, спутникам нашей галактики Млечного Пути. Им дали это имя европейские мореплаватели, участвовавшие в кругосветном путешествии Фернандо Магеллана в XVI столетии. Но «Угольный Мешок», конечно, не галактика. Как и другие темные туманности, он является облаком межзвездной пыли, причем настолько плотным, что большая часть света от расположенных за ним звезд к нам пробиться не может.

Значительная часть пылевых частиц в темных туманностях покрыта слоем водяного льда, азота, окиси углерода и других простых органических молекул. Эти пылевые зерна и не дают свету пройти сквозь облако. В 1970 году финский астроном Калеви Маттила (Kalevi Mattila) опубликовал работу, в которой оценил плотность «Угольного Мешка» и долю света, которую он пропускает. Оказалось, что сквозь туманность удается пробиться всего примерно 10 процентам света Млечного Пути. Таким образом, «Угольный Мешок» все же не совсем черный, что можно видеть и на новом снимке, полученном в ESO, и на фото, сделанных с другими современными телескопами.

Но и тот свет, который все же проходит сквозь толщу туманности, выходит из нее несколько измененным. Он заметно краснеет, что видно и на приведенном изображении. Это происходит потому, что пыль в туманности поглощает и рассеивает голубую часть звездного излучения в большей степени, чем его красную часть.

Пройдут миллионы лет, и «темные века» туманности «Угольный мешок» останутся позади. В плотных межзвездных облаках из пыли и газа образуются новые звезды. Вещество туманности под действием силы гравитации начнет слипаться, образуя местные уплотнения, затем в их недрах начнутся термоядерные реакции с выделением энергии, и наконец, на месте бывшего «Угольного Мешка» засияет россыпь новорожденных звезд.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».