eso1547ru — Фото-релиз

VLT видит последствия космической катастрофы

9 декабря 2015 г.

Живописная картина последствий космического столкновения, случившегося 360 миллионов лет назад, открывается в мельчайших подробностях на новых снимках, полученных на Очень Большом Телескопе ESO в обсерватории Паранал. Среди «осколков» этого крушения – редкая и загадочная молодая карликовая галактика, существование которой дает астрономам замечательный шанс узнать больше о классе объектов, к которому она принадлежит и которые считаются типичными для ранней Вселенной. Обычно такие галактики слишком слабы и далеки, чтобы их можно было исследовать с современными телескопами.

NGC 5291 – туманный золотистый овал в центре этого снимка – эллиптическая галактика, расположенная почти в 200 миллионов световых лет от нас в созвездии Центавра. Более 360 миллионов лет назад NGC 5291 стала участницей грандиозной космической катастрофы – в ее ядро на огромной скорости врезалась другая галактика. В окружающее пространство были выброшены гигантские струи газа, которые позже образовали вокруг NGC 5291 кольцевую структуру [1].

С течением времени вещество этого кольца сконденсировалось в десятки областей звездообразования, а также в несколько карликовых галактик. На этом снимке, недавно полученном с приемником FORS на телескопе VLT, они видны как бледно-голубые и белые пятна, рассеянные вокруг NGC 5291. Самое массивное и яркое скопление вещества справа от NGC 5291 – одна из этих карликовых галактик, NGC 5291N.

Считается, что Млечный Путь, как и все крупные галактики, на заре существования Вселенной сформировался из нескольких малых галактик. Если представить себе, что какая-то из таких первогалактик смогла сохраниться до наших дней, в ней должно быть необычно много очень старых звезд.

Оказалось, однако, что в NGC 5291N совсем нет старых звезд. Детальные наблюдения со спектрографом MUSE [2] также показали, что во внешних частях этой галактики проявляются признаки, характерные для процессов формирования новых звезд. Однако в целом результаты наблюдений не укладываются ни в одну из существующих теоретических моделей. Астрономы подозревают, что необычные данные могут указывать на происходящие в этой области столкновения больших масс газа.

NGC 5291N непохожа на типичную карликовую галактикy. С другой стороны, у нее очень много общего с комковатыми структурами, встречающимися во многих звездообразующих галактиках дальней Вселенной. Это делает ее уникальной для нашей части Вселенной лабораторией для исследования ранних богатых газом галактик, которые обычно слишком далеки, чтобы их можно было наблюдать во всех подробностях с современными телескопами.

Ранее эта необычная система уже наблюдалась на многих наземных инструментах, в том числе на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья [3]. Однако только сейчас огромные возможности приемников MUSE и FORS, а также Очень Большого Телескопа позволили уточнить историю и характеристики NGC 5291N.

Будущие наблюдения, в том числе и на строящемся сейчас сверхгигантском телескопе ESO E-ELT (European Extremely Large Telescope), могут помочь астрономам в разгадке тайн этой карликовой галактики.

[1] NGC 5291 сейчас также взаимодействует, хотя и в более мягкой форме, с MCG-05-33-005 («Раковиной») — необычной галактикой, имеющей форму запятой, закручивающейся вокруг яркого ядра NGC 5291.

[2] NGC 5291N наблюдалась методами спектроскопии интегрального поля во время первой тестовой серии наблюдений с приемником MUSE. Спектроскопия интегрального поля предполагает получение спектра в каждой точке наблюдаемого участка неба, что дает представление о детальной трехмерной структуре объекта. Наблюдения с MUSE выявили неожиданное присутствие эмиссионных линий кислорода и водорода в окрестностях NGC 5291N.

[3] NGC 5291 исследовалась астрономами на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья еще в 1978 году. Эти наблюдения выявили присутствие большого количества вещества в межгалактическом пространстве вокруг галактики. Сейчас мы знаем, что это области звездообразования и карликовые галактики, образовавшиеся вследствие конденсации газового кольца вокруг центральной галактики.

Результаты исследования представлены в статье “Ionization processes in a local analogue of distant clumpy galaxies: VLT MUSE IFU spectroscopy and FORS deep images of the TDG NGC 5291N”, J.Fensch и др., которая публикуется в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: J. Fensch (Laboratoire AIM Paris-Saclay, CEA/IRFU/SAp, Universite Paris Diderot, Gif-sur-Yvette, France [CEA]), P.-A. Duc (CEA), P. M. Weilbacher (Leibniz-Institut für Astrophysik, Potsdam, Germany), M. Boquien (University of Cambridge, United Kingdon; Universidad de Antofagasta, Antofagasta, Chile) и E. Zackrisson (Uppsala University, Uppsala, Sweden).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».