eso1606ru — Фото-релиз

Завершено обозрение Млечного Пути ATLASGAL

24 февраля 2016 г.

Новое великолепное фото Млечного Пути знаменует окончание выполненного на телескопе APEX в Чили большого обозрения Млечного Пути ATLASGAL (APEX Telescope Large Area Survey of the Galaxy). Впервые APEX выполнил полное картографирование всей галактической плоскости, видимой из южного полушария, на субмиллиметровых волнах, то есть, в интервале между инфракрасным и радио-диапазонами. При этом получена большая детализация, чем в последних обзорах, выполненных из космоса. Пионерская 12-метровая антенна телескопа APEX позволяет астрономам изучать холодную Вселенную: газ и пыль с температурой всего в несколько десятков градусов выше абсолютного нуля.

Телескоп APEX (Atacama Pathfinder Experiment) установлен на плато Чахнантор в высокогорной пустыне Атакама в Чили, на высоте 5100 метров над уровнем моря. Уникальные характеристики этого места позволили при выполнении обозрения ATLASGAL получить детальную картину распределения холодного плотного газа в плоскости нашей Галактики (Млечного Пути) [1]. Новое обозрение включает большинство областей звездообразования в южной части Млечного Пути  [2].

Карты нового обозрения покрывают область неба длиной 140 градусов и шириной 3 градуса, что более, чем вчетверо превышает размер первого релиза ATLASGAL [3]. Кроме того, новые карты имеют более высокое качество. Некоторые поля пришлось перенаблюдать, чтобы добиться однородности данных по всей площади обозрения.

Обозрение ATLASGAL является наиболее успешной индивидуальной (т.е., выполняемой только этим инструментом) крупной программой телескопа APEX. По ее материалам опубликовано уже почти 70 коллективных научных работ. Результаты обработки данных ATLASGAL, доступных теперь всему мировому астрономическому сообществу, делают его значение выходящим далеко за пределы первоначально поставленной задачи [4].

Огромную роль в наблюдениях на APEX играют установленные на телескопе высокочувствительные приемники. Один из них, болометрическая камера LABOCA (LArge BOlometer Camera), использовался при составлении обозрения ATLASGAL. С инструментом LABOCA принимаемое излучение измеряется по регистрируемому детекторами весьма малому изменению температуры. Таким методом можно измерять излучение холодных и темных пылевых масс, экранирующих свет расположенных за ними звезд.

Новый релиз ATLASGAL дополняет наблюдения, выполняемые космической миссией ESA Planck [5]. Комбинация данных космической станции Planck и телескопа APEX позволила астрономам зарегистрировать излучение, распределенное по обширной области неба, и оценить по этим измерениям долю плотного газа во внутренних частях Галактики. Данные ATLASGAL были также использованы для создания полного каталога холодных и массивных облаков, в которых образуются новые поколения звезд.

ATLASGAL предоставляет нам замечательную возможность увидеть, где именно образуется следующее поколение массивных звезд и звездных скоплений. Комбинируя данные этого обозрения с данными космической миссии Planck, мы можем теперь найти связь между звездообразованием и крупномасштабной структурой гигантских молекулярных облаков”, -- отмечает Тимея Ценджери (Timea Csengeri) из Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR) в Бонне (Германия), руководитель работы по объединению данных, полученных на APEX и Planck.

Совсем недавно праздновалось десятилетие успешных исследований холодной Вселенной с телескопом APEX. Роль этого замечательного астрономического инструмента не только в его самостоятельных пионерских работах, но и в том, что он является дополнением к гигантской решетке радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), также работающей на плато Чахнантор. Основой телескопа APEX является антенна, послужившая прототипом антенн ALMA. Многие объекты, наблюдавшиеся вначале с APEX, впоследствии с гораздо более подробной детализацией изучались на ALMA.

Леонардо Тести (Leonardo Testi) из ESO, член проекта ATLASGAL и руководитель проекта ALMA от Европы (European Project Scientist), заключает: “Обозрение ATLASGAL в конечном счете позволило достичь нового углубленного понимания свойств плотной межзвездной среды в нашей Галактике, в Млечном Пути. Новый полный релиз обозрения открывает возможность новых открытий в этом огромном массиве данных. Многие исследовательские коллективы уже используют данные ATLASGAL для планирования детальных исследований на ALMA”.

[1] Карта была построена по индивидуальным наблюдениям на телескопе APEX на длине волны 870 µm (0.87 мм).

[2] Северная часть Млечного Пути уже картографирована с помощью телескопа Максвелла JCMT (James Clerk Maxwell Telescope) и других инструментов. Однако, наблюдения южного неба имеют особую ценность, так как там находится центр Галактики, доступный для детальных исследований с телескопом ALMA.

[3] Первый релиз данных обозрения покрывал зону приблизительно в 95 квадратных градусов – очень длинный и узкий (два градуса в ширину и более 40 в длину) пояс в плоскости Галактики. Окончательная карта покрывает 420 квадратных градусов – в четыре с лишним раза больше.

[4] Результаты обработки данных находятся в архиве ESO.

[5] Данные, полученные с космическим аппаратом Planck, покрывают все небо, но имеют низкое пространственное разрешение. Обозрение ATLASGAL покрывает только плоскость Галактики, но угловое разрешение высокое. Объединение этих данных дает великолепный пространственный динамический диапазон.

ATLASGAL – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Института астрономии Макса Планка (MPIA), ESO и Университета Чили.

Телескоп APEX (The Atacama Pathfinder Experiment) – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и Европейской Южной обсерватории (ESO). Эксплуатация телескопа на плато Чахнантор доверена ESO.

Атакамская Большая Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), международный астрономический инструмент – совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), Фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».