eso1610ru — Фото-релиз

На окраине Местной Группы

23 марта 2016 г.

На этом фото, снятом в ESO камерой OmegaCAM на Обзорном Телескопе VLT – одинокая галактика Вольфа-Лундмарка-Мелотта (Wolf-Lundmark-Melotte), или WLM. Хоть WLM и считается членом нашей Местной группы, в которую входят несколько десятков звездных систем, она находится на дальней периферии этого образования и является одним из самых удаленных от нас его членов. Она так мала и изолирована, что вряд ли когда-либо взаимодействовала с какой-либо другой галактикой Местной Группы, а может и с какой-либо другой галактикой за всю историю Вселенной.

Как какое-нибудь изолированное племя, живущее в джунглях Амазонки или на заброшенном острове в Океании, сохраняет образ жизни и структуру первобытной общины, WLM представляет собой редкий пример первичной галактики, не тронутой влиянием окружающей ее среды.

Слабую туманность WLM открыл в 1909 г. немецкий астроном Макс Вольф (Max Wolf), а спустя примерно пятнадцать лет Кнут Лундмарк (Knut Lundmark) и Филибер Жак Мелотт (Philibert Jacques Melotte) идентифицировали ее как галактику. Этим объясняется ее необычное название. Галактика расположена в созвездии Кита (Cetus) примерно в трех миллионах световых лет от нашего Млечного Пути -- одной из трех больших спиральных галактик Местной Группы.

Маленькая и лишенная структуры WLM классифицируется как карликовая неправильная галактика. Ее наибольшая протяженность около 8000 световых лет, с учетом открытого в 1996 г. гало из очень старых звезд (eso9633).

Астрономы считают, что сравнительно небольшие первичные галактики гравитационно взаимодействовали друг с другом и часто сливались, образуя галактики большего размера. За миллиарды лет такие процессы слияния привели к появлению больших спиральных и эллиптических галактик, которые обычны для современной Вселенной. Такое «укрупнение» галактик напоминает процесс слияния человеческих поселений, которые на протяжении тысячелетий разрастаются в мегаполисы.

Но галактика WLM развивалась изолированно, она не испытывала воздействия других галактик и их звездных населений. И так же, как и изолированная человеческая популяция, не контактирующая с другими племенами и общинами, WLM в результате является образцом относительно чистого “первобытного состояния”. Все изменения, случившиеся в ней за время ее существования, произошли независимо от какой-либо внешней активности.

Заметным отличием этой малой галактики является состоящее из очень тусклых красных звезд протяженное гало, далеко простирающееся вокруг нее в окружающем пространстве. Красный цвет говорит о том, что звезды старые. Вполне вероятно, что возраст гало соответствует эпохе изначального формирования самой галактики, и исследование входящих в него звезд может помочь понять механизмы образования самых ранних галактик.

В центральной части WLM звезды моложе и голубее. На приводимом снимке красноватый цвет отмечает области, в которых интенсивное излучение молодых звезд ионизовало окружающий их водород, в результате испускающий характерное красное свечение.

Детальное фото получено с большой широкоугольной камерой OmegaCAM, смонтированной на Обзорном телескопе ESO VLT (VST) в Чили. Этот 2.6-метровый телескоп предназначен исключительно для обозрений неба в видимых лучах. 32 ПЗС-детектора OmegaCAM создают изображения размером 256-мегапиксель, что позволяет получать очень детализированные снимки с большим полем зрения.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».