eso1613ru — Организационный релиз

Четыре лазера на Паранале

Первые наблюдения с четырехлазерным устройством «искусственной звезды» (Four Laser Guide Star Facility) на Очень Большом Телескопе ESO

27 апреля 2016 г.

26 апреля 2016 года в обсерватории ESO Параналь в Чили были проведены первые наблюдения с использованием четырех мощных лазеров, которые составляют основную часть систем адаптивной оптики Очень Большого Телескопа ESO. Участники церемонии стали свидетелями необычного зрелища: применения современных лазерных технологий в усыпанном звездами небе над Параналем. Лазеры такой мощности впервые применены для создания «искусственных звезд» в астрономических наблюдениях. К тому же, это первый в ESO опыт использования сразу нескольких лазерных «искусственных звезд».

На церемонии присутствовали многие сотрудники ESO, в том числе официальный представитель ESO в Чили Фернандо Комерон (Fernando Comerón), а также высокопоставленные представители компаний, которые изготовили различные компоненты новой адаптивно-оптической системы.

Устройство Four Laser Guide Star Facility (4LGSF) «выстреливает» в небо четырьмя 22-ваттными лазерными лучами, которые заставляют светиться атомы натрия в верхних слоях земной атмосферы. В результате в небе появляются четыре светящихся точки – «искусственные звезды» (guide stars), с помощью которых система адаптивной оптики способна компенсировать в реальном времени «расплывание» изображений под воздействием турбулентных потоков воздуха в земной атмосфере. Изображения, создаваемые телескопами, которые оснащены такой системой, гораздо более четкие. Использование четырех лазеров вместо одного позволяет гораздо более подробно регистрировать распределение турбулентных потоков в атмосфере, а значит, улучшать качество астрономического изображения на большем поле зрения.

Новое устройство (The Four Laser Guide Star Facility) – пример того, как кооперация с ESO позволяет промышленным предприятиям Европы осуществлять сложные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. Волоконно-оптический лазер, используемый в 4LGSF, также представляет собой одно из наиболее успешных примеров внедрения методов, развитых в ESO, в индустрии.

Компания TOPTICA (Германия), один из главных подрядчиков, была основным изготовителем системы лазеров, а также поставила осциллятор, удвоитель частоты и пакет управляющих системных программ. Президент TOPTICA Вильгельм Кэндерс (Wilhelm Kaenders), сказал: “TOPTICA в высшей степени удовлетворена сотрудничеством с ESO. И здесь дело не только в моей старой личной страсти к астрономии, в том, как волнует причастность к этой науке, не только в наслаждении работать с высокопрофессиональными техниками из ESO; дело еще и в том вдохновении, которое мы получаем, разрабатывая наш собственный коммерческий продукт на таком высоком уровне”. [2]

Канадская компания MPBC обеспечила поставку волоконно-оптических лазерных помп и усилителей Рамана на базе лицензионного патента ESO. Президент MPB Communications Inc. Джейн Бачински (Jane Bachynski) сказала: “MPBC гордится совместной деятельностью с ESO в области разработки Рамановских волоконных усилителей значительно большей мощности. Эта работа позволила MPBC в буквальном смысле вознести эту технику до звезд. Эта церемония отмечает кульминацию многих лет напряженной работы на пользу всех, в ней участвовавших”. [3]

Голландская фирма TNO изготовила оптические трубы, которые расширяют лазерные лучи и направляют их в нужную точку неба. Генеральный директор TNO Поль де Кром (Paul de Krom) сказал: “TNO высоко оценила рабочую атмосферу сотрудничества, сложившуюся во время разработки блоков оптических труб. Мы с нетерпением будем ждать следующей возможности поработать с ESO и другими нашими партнерами по проекту 4LGSF”. [4]

Блок 4LGSF является центральной частью установки адаптивной оптики (Adaptive Optics Facility) на четвертом «юните» -- Основном телескопе VLT (Unit Telescope 4), cоздающей четыре натриевых лазерных «искусственных звезды» для систем адаптивной оптики GALACSI/MUSE и GRAAL/HAWK-I. С этим новым устройством обсерватория Параналь продолжает оставаться обладателем самых совершенных и многочисленных действующих систем адаптивной оптики по сравнению с любой другой обсерваторией мира.

Лазеры 4LGSF были разработаны в ESO совместно с промышленными компаниями. Такие лазеры уже приобретены для обсерватории Кека (которая наряду с Еврокомиссией оплатила часть стоимости промышленной разработки лазера) и телескопа «Субару». В будущем эти лазеры будут также установлены на телескопах обсерватории Gemini; вопрос об их использовании сейчас рассматривается несколькими другими обсерваториями и учитывается при разработке проектов сверхгигантских телескопов.

Новые методы, примененные в установке Four Laser Guide Star Facility прокладывают дорогу системам адаптивной оптики строящегося Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа (E-ELT), «величайшего ока человечества, обращенного в небо».

[1] 4LGSF – установка второго поколения для создания лазерных искусственных звезд, построенная ESO для системы адаптивной оптики телескопа UT4 VLT. Два ключевых элемента 4LGSF, лазерная установка и узлы оптических труб для лазерных пучков закуплены у промышленных компаний. Волоконно-оптическая рамановская лазерная технология, на которой базируется лазерная система 4LGSF, разработана в ESO, запатентована и предоставляется для нужд промышленности по лицензии.

[2] Участие в этом проекте позволило фирме TOPTICA распространить диапазон своей продукции на новый интервал длин волн и режим выходной мощности. Сейчас компания выпускает лазер SodiumStar 20/2, принятый в качестве квази-стандартного для действующих и планируемых телескопов по всем миру. В частности, SodiumStar используется во всех проектах сверхгигантских телескопов следующего поколения. За семь лет сотрудничества с ESO число сотрудников компании выросло с 80 до более 200 человек.

[3] Сотрудничество между MPBC и ESO также привело к дополнительным полезным результатам: созданию линейки одночастотных усилителей для практически любых длин волн, применимых для научных и коммерческих целей.

[4] В разработках TNO использовался вклад многих компаний из Нидерландов (Vernooy, Vacutech, Rovasta, Schott Benelux, Maxon Motor Benelux, IPS technology, Sensordata и WestEnd) и международных компаний (RMI, Qioptiq, Laser Components, Carl Zeiss, GLP, Faes, Farnell, Eriks и Pfeiffer). Находки и технические достижения в процессе работы с ESO важны для голландских и европейских партнеров TNO, в астрономии, коммуникациях, производстве полупроводников, медицинской техники, космических исследований и физики Земли.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».