eso1643ru — Организационный релиз

Хавьер Барконс назначен новым Генеральным директором ESO

9 декабря 2016 г.

Совет ESO назначил Хавьера Барконса (Xavier Barcons), 57, новым Генеральным директором ESO. Он вступит в должность 1 сентября 2017 года, когда истечет срок полномочий нынешнего Генерального директора Тима де Зеу (Tim de Zeeuw).

От имени Совета я с удовольствием объявляю Хавьера Барконса преемником Тима де Зеу на посту Генерального директора”, -- сказал Патрик Роше (Patrick Roche), президент Совета ESO. "Хавьер – идеальная кандидатура для того, чтобы возглавить дальнейшее продвижение нашей организации на следующей фазе выполнения ее программы, включающей строительство Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа, самого мощного и амбициозного телескопа своего класса. Мы благодарны Тиму за его образцовое руководство ESO – позади необыкновенно успешное десятилетие, которое уверенно вывело ESO на место лидирующей астрономической обсерватории на нашей планете".

Профессор Хавьер Барконс – испанец. Он сделал блестящую карьеру в академической сфере и в качестве эксперта по научной политике. В ESO он хорошо известен своей активной и успешной деятельностью на посту президента Совета ESO в 2012 -- 2014 гг., когда была принята программа E-ELT и началась первая фаза строительства сверхтелескопа. Он был активным членом и председателем многих комитетов ESO, а в последнее время возглавлял Комитет по наблюдательным программам (Observing Programmes Committee).

Тим де Зеу сказал: “Я счастлив передать управление Хавьеру, с которым я много лет имел удовольствие работать бок о бок. Диапазон деятельности ESO значительно расширился, наше будущее предстает в радужном свете: дает великолепные научные результаты ALMA, строится E-ELT, на горизонте – новые проекты и новые страны-участницы. Но впереди также множество проблем и трудностей, и я не могу представить себе лучшего капитана в этом плавании, чем Хавьер!

Хавьер Барконс говорит: “Для меня большая честь возглавить ESO в это волнующее время. Под руководством Тима наша организация выросла и расцвела. А впереди – работа над созданием E-ELT, дальнейшее усовершенствование Очень Большого Телескопа, развитие обсерватории ALMA и многие другие проекты ESO. Мне не терпится начать работать с первоклассным коллективом ESO”.

Хавьер Барконс начал свою деятельность как физик. В 1985 г. он получил докторскую степень (PhD) в Кантабрийском университете за работы по физике горячей плазмы и межгалактической среды. Затем он заинтересовался рентгеновской астрономией и изучал спектры далеких квазаров. Проработав некоторое время в Кембридже (Великобритания), он вернулся в Испанию и создал там первую в этой стране группу рентгеновской астрономии. С 2002 г. стал ведущим исследователем (Research Professor) в Совете по научным исследованиям Испании CSIC (Spanish Council for Scientific Research).

Дальнейшая работа Хавьера сконцентрировалась в области рентгеновской астрономии и базировалась на данных, получаемых с борта космических обсерваторий Einstein,  ROSAT и XMM-Newton. Кроме того, он участвовал в организации многочисленных координированных наземных наблюдений в ESO и других обсерваториях. В течение последних 15 лет он работал над созданием европейской рентгеновской обсерватории нового поколения, которая сейчас выбрана Европейским космическим агентством для выполнения миссии «Афина» (Athena mission). Область особых научных интересов Хавьера – природа активных галактических ядер в удаленной Вселенной, исследование их свойств и эволюции посредством скоординированных космических и наземных наблюдений.

Хавьер Барконс женат, у него двое детей.