eso1714ru — Фото-релиз

Телескоп VISTA видит сквозь пылевую завесу Малого Магелланова Облака

3 мая 2017 г.

Галактика Малое Магелланово Облако – один из самых заметных объектов южного неба, видимый и невооруженным глазом. Но телескопы, работающие в видимом свете, не могут получить по-настоящему ясных изображений внутренних структур этой галактики из-за присутствия в ней мощных облаков межзвездной пыли. Теперь возможности телескопа VISTA в инфракрасном диапазоне позволили астрономам увидеть в ММО множество звезд с гораздо большим разрешением, чем прежде. В результате появилось это рекордное изображение: самый большой инфракрасный снимок Малого Магелланова Облака. Полное поле снимка содержит несколько миллионов звезд.

Малое Магелланово Облако (ММО) – это карликовая галактика, меньшая, чем соседнее с ней Большое Магелланово Облако (БМО). Эти две галактики – ближайшие соседки нашего Млечного Пути. Расстояние до ММО составляет примерно 200 000 световых лет, в двенадцать раз меньше, чем до более знаменитой Туманности Андромеды.  В результате взаимодействий друг с другом и с галактикой Млечного Пути Магеллановы Облака имеют довольно неправильную форму.

Относительная близость Магеллановых Облаков к Земле делает их идеальными кандидатами для изучения процессов формирования звезд и их эволюции. Однако, хотя в целом и известно, что распределение и история звездообразования в этих карликовых галактиках сложные, одним из самых серьезных препятствий для детальных наблюдений процессов звездообразования в них является межзвездная пыль. Огромные протяженные облака мельчайших пылевых зерен рассеивают и поглощают часть излучения звезд — особенно видимый свет — ограничивая количество информации, доступной земным телескопам. Это явление называется экстинкцией.

В ММО очень много пыли, и видимое излучение находящихся там звезд испытывает значительную экстинкцию. Но, к счастью, не все электромагнитные волны одинаково подвержены поглощению пылью: инфракрасное излучение проходит через нее с гораздо меньшими потерями, чем оптическое. Поэтому, наблюдая галактику в инфракрасных лучах, мы можем получить информацию о формировании новых звезд внутри газо-пылевых облаков.

Обзорный телескоп видимого и инфракрасного диапазона VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope) специально разработан для получения изображений на длинах волн инфракрасного излучения. Задача обзора Магеллановых Облаков VMC, выполняемого на этом инструменте (VISTA Survey of the Мagellanic Clouds), и заключается в том, чтобы создать карту звездообразования в ММО и БМО, причем в трех измерениях и с учетом развития во времени. Благодаря этим наблюдениям, миллионы звезд ММО сфотографированы в инфракрасных лучах, в результате чего трехмерная структура галактики исследована с беспрецедентной детализацией, почти без искажений, вносимых экстинкцией.

Все поле этого гигантского изображения заполнено звездами Малого Магелланова Облака. Но там зарегистрированы также тысячи фоновых галактик и несколько ярких звездных скоплений, в том числе 47 Тукана (в правой части снимка), которое расположено гораздо ближе к нам, чем ММО. Опция увеличения масштаба изображения покажет вам ММО с такими деталями, каких никто никогда еще не видел!

Огромный объем информации, содержащейся в 1.6 гигапикселях этого изображения (43 223 x 38 236 пикселей) проанализирован международной группой исследователей под руководством Стефано Рубеле (Stefano Rubele) из университета в Падуе. Ученые использовали новейшие модели звезд и получили ряд неожиданных результатов.

Например, обзор VMC выявил, что большинство звезд в ММО образовалось гораздо позже, чем звезды в соседних с нами галактиках больших размеров. Этот предварительный результат – лишь первая ласточка в череде новых открытий, которые будут сделаны по мере продолжения наблюдений и заполнения «темных пятен» на картах Магеллановых Облаков.

Результаты работы представлены в статье "The VMC survey – XIV. First results on the look-back time star formation rate tomography of the Small Magellanic Cloud", которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».