eso1719ru — Фото-релиз

Новый снимок VST: три в одном

14 июня 2017 г.

На новом гигантском трехгигапиксельном изображении, полученном в ESO на входящем в комплекс VLT Обзорном телескопе VST,– два знаменитых небесных объекта и один менее известный. Справа на снимке заметно слабо светящееся облако газа Sharpless 2-54, в центре – Туманность Орел, а слева – Туманность Омега. Это космическое трио – всего лишь часть огромного газо-пылевого комплекса, который освещают изнутри рождающиеся в нем новые звезды.

Sharpless 2-54 и туманности Орел и Омега расположены примерно в 7000 световых лет от нас. Первые два объекта лежат в созвездии Змеи, а третий – в Стрельце. В этой части Млечного Пути находится гигантское облако звездообразующего вещества. Три названных туманности являются теми частями облака, где материя сгущается и образует новые звезды, высокоэнергетическое излучение которых заставляет окружающий газ тоже светиться с характерным для ионизованного водорода розовым оттенком.

Sharpless 2-54 и Туманность Орел были открыты похожим образом: астрономы сначала заметили яркие звездные скопления, а затем протяженные и сравнительно слабые газовые облака, окружающие их. На месте Sharpless 2-54 английский астроном Вильям Гершель еще в 1784 заметил группу ярко сияющих звезд и внес ее в каталог под номером NGC 6604 (eso1218). На нашем снимке это скопление видно в левой части объекта. Но связанное со скоплением очень слабо светящееся газовое облако оставалось незарегистрированным вплоть до 1950-х годов, когда американский астроном Стюарт Шарплесс (Stewart Sharpless) заметил его на фотографиях Паломарского атласа неба.

Туманности Орел не пришлось так долго ждать своего «звездного часа». Швейцарский астроном Филипп Луи де Шезо (Philippe Loys de Chéseaux) открыл находящееся в ней яркое скопление NGC 6611 в 1745 или 1746 году (eso0142). Спустя пару десятков лет француз Шарль Мессье (Charles Messier) тоже наблюдал этот участок неба и задокументировал присутствие на нем туманности, внеся ее в свой знаменитый каталог под номером Messier 16 (eso0926).

Яркую Туманность Омега в 1745 описал тот же Шезо. Однако, каталог швейцарца не приобрел широкой известности и Мессье в 1764 г. переоткрыл Туманность Омега, которая в его каталоге получила обозначение Messier 17 (eso0925).

Наблюдения, в ходе которых получено данное изображение, были выполнены с Обзорным телескопом VLT (VST) ESO, установленным в обсерватории ESO Параналь в Чили. Гигантское окончательное цветное изображение составлено из мозаики десятков отдельных кадров — каждый размером в 256 мегапикселей — снятых установленной на VST крупноформатной камерой OmegaCAM. После длительной обработки этой мозаики и было получено окончательное изображение размером 3.3 гигапикселей – одно из крупнейших изображений, когда-либо снятых в ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), работающий также в режиме крупнейшего в мире оптического телескопа-интерферометра (Very Large Telescope Interferometer, VLTI), и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов на плато Чахнантор: APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».