eso1722ru — Организационный релиз

MASCARA открывает глаза

Первые наблюдения с «охотником за планетами» в обсерватории ESO Ла Силья

19 июля 2017 г.

В обсерватории ESO Ла Силья прошли первые наблюдения с полнообзорной камерой MASCARA (Multi-site All-Sky CAmeRA). Новый инструмент будет искать экзопланеты методом транзитов (т.е., регистрировать периодические затмения звезд проходящими перед ними планетами), а также использоваться для создания каталога экзопланет, для определения характеристик которых необходимы более детальные наблюдения.

В июне 2016 года ESO и Лейденский университет подписали соглашение об установке инструмента MASCARA в обсерватории ESO Ла Силья в Чили, славящейся великолепными условиями для наблюдений в южном полушарии. Только что с новым прибором успешно прошли первые тестовые наблюдения.

Станция MASCARA в Чили – вторая установка этого типа. Первая работает в северном полушарии в обсерватории Роке де лос Мучачос на острове Ла Пальма (Канарские острова). Она представляет собой комплект камер в термостатируемом контейнере; общее поле зрения инструмента охватывает почти все небо в месте его установки [1].

“Такие станции необходимы как в северном, так и в южном полушариях для получения изображений всего неба в целом”, -- говорит Игнас Снеллен (Ignas Snellen) из Лейденского университета, руководитель проекта MASCARA. “Теперь, с установкой второй станции на Ла Силья, мы можем отслеживать почти все яркие звезды земного неба”.

Установка MASCARA создана в Лейденском университете в Нидерландах для поиска планет. На первый взгляд ее очень компактный и недорогой дизайн кажется непритязательным, но на деле это новаторский, гибкий и в высшей степени надежный инструмент. В его состав входит пять цифровых камер, собранных из стандартных промышленных компонентов. Маленький «охотник за планетами» проводит многократные повторяющиеся измерения блеска тысяч звезд и с помощью специального программного обеспечения выявляет в нем слабые периодические колебания, вызванные прохождениями планет перед дисками своих материнских звезд.

Такой метод обнаружения экзопланет называется транзитной фотометрией. Он позволяет непосредственно определить размер планеты и параметры ее орбиты. В очень ярких планетных системах дальнейшие наблюдения на больших телескопах, таких, как Очень Большой Телескоп ESO, могут помочь определить характеристики атмосфер этих планет.

Главная задача камеры MASCARA – искать экзопланеты вокруг самых ярких звезд неба, которые еще не исследованы ни космическими, ни наземными программами. Целевая популяция планет, которые будут обнаруживаться с интрументом MASCARA – это в основном “горячие Юпитеры”, газовые гиганты, физически похожие на Юпитер, но обращающиеся вокруг своих родительских звезд на очень близком расстоянии, с орбитальным периодом всего несколько часов. Из-за близости к центральному светилу температура их поверхности очень высока. Методом лучевых скоростей, основанным на измерении гравитационного воздействия планет на движение родительских звезд, уже найдены десятки «горячих Юпитеров».

“О планетах, открытых методом лучевых скоростей, пока удается узнать не очень много: требуются значительно лучшие способы получения прямых изображений, чтобы можно было отделять слабое свечение планет от света их материнских звезд”, -- говорит Снеллен. “А вот характеристики планет, затмевающих свои родительские звезды, определить легко”.

MASCARA в принципе может находить также «сверх-Земли» и планеты размеров Нептуна. Ожидается что в результате наблюдений с новым инструментом будет создан каталог ярких околосолнечных объектов, которые затем можно было бы наблюдать с целью уточнения их характеристик, в частности, детально исследовать планетные атмосферы.

[1] MASCARA может отслеживать звезды не слабее примерно 8.4 звездной величины, что примерно вдесятеро слабее, чем те, которые видны невооруженным глазом в темную ясную ночь. Благодаря своей конструкции, камера MASCARA менее чувствительна к погодным условиям, чем другие инструменты. Поэтому наблюдения могут идти даже при частичной облачности, что дает выигрыш наблюдательного времени.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), работающий также в режиме крупнейшего в мире оптического телескопа-интерферометра (Very Large Telescope Interferometer, VLTI), и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов на плато Чахнантор: APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».