Kids

eso1723ru — Научный релиз

Повесть о трех звездных городах*

27 июля 2017 г.

27 июля 2017 г
Новые наблюдения на Обзорном телескопе VLT Survey Telescope ESO позволили астрономам обнаружить три поколения новорожденных звезд в звездном скоплении внутри Туманности Ориона. Неожиданное открытие стало значительным шагом к пониманию того, как формируются такие скопления. Оно показывает, что звездообразование может идти всплесками, причем каждый такой всплеск происходит на гораздо более короткой временной шкале, чем считалось прежде.

С широкоугольной оптической камерой OmegaCAM на телескопе ESO VST (VLT Survey Telescope) был получен очень детальный снимок знаменитой Туманности Ориона и связанного с ней скопления молодых звезд: одного из самых близких к нам звездных «инкубаторов» на расстоянии около 1350 световых лет, в котором образуются как маломассивные, так и массивные звезды [1].

Но это не просто красивая картинка! Група исследователей под руководством астронома ESO Джакомо Беккари (Giacomo Beccari) воспользовалась беспрецедентным качеством этих данных, чтобы точно измерить блеск и цвета всех звезд скопления Туманности Ориона. Эти измерения позволили астрономам определить массу и возраст звезд. К их удивлению, полученные результаты выявили три группы звезд, различающихся по возрасту.

“С первого же взгляда на результаты измерений стало ясно, что это один из тех моментов, которые случаются в жизни астронома всего раз или два”, -- говорит Беккари, основной автор публикуемой работы. “Высочайшее качество изображений, получаемых с камерой OmegaCAM, позволяет с уверенностью утверждать, что мы видим в центральной части Туманности Ориона три различных звездных популяции”.

Соавтор работы Моника Петр-Готценс (Monika Petr-Gotzens), сотрудник ESO в Гархинге, продолжает: “Значение этих результатов очень велико. Мы видим, что звезды в скоплении образовались не одновременно, а это, возможно, означает, что наше понимание процесса образования звезд в скоплениях нуждается в пересмотре.

Исследователи тщательно проанализировали возможность другой интерпретации полученных результатов: необычный цвет некоторых звезд мог быть связан не с их возрастом, а с расположенными рядом с ними скрытыми звездами-компаньонами, из-за чего звезды казались ярче и краснее, чем на самом деле. Но таким двойным системам пришлось бы приписать свойства, которые никогда у реальных двойных звезд не наблюдались. К тому же и измерения других параметров звезд скопления, таких, как их скоростей вращения и спектров, также указывали на различие в возрасте [2].

Хотя мы не можем полностью исключить возможность того, что эти звезды являются двойными, гораздо более естественно заключить, что мы действительно видим три поколения звезд, образовавшихся друг за другом за время менее трех миллионов лет”, -- заключает Беккари.

Новые результаты являются веским аргументом в пользу того, что звездообразование в скоплении Туманности Ориона происходило всплесками, и что эти всплески следовали друг за другом быстрее, чем до сих пор считалось.

* Аллюзия на название романа Диккенса

[1] Туманность Ориона изучалась многими телескопами ESO. В числе этих наблюдений надо отметить оптические изображения, полученные на 2.2-м телескопе MPG/ESO (eso1103), инфракрасные изображения, полученные с телескопом VISTA (eso1701), и наблюдения с приемником HAWK-I на Очень Большом Телескопе (eso1625).

[2] Исследователи также выяснили, что для каждого из трех поколений звезд характерна своя скорость вращения: самые молодые звезды вращаются быстрее, а самые старые – медленнее всех остальных. Это также соответствует сценарию, в котором поколения звезд быстро образуются друг за другом на протяжении трех миллионов лет.

Результаты исследования представлены в статье “A Tale of Three Cities: OmegaCAM discovers multiple sequences in the color­ magnitude diagram of the Orion Nebula Cluster,” G. Beccari и его коллеги. Статья публикуется в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: G. Beccari, M.G. Petr-Gotzens и H.M.J. Boffin (ESO, Garching bei München, Germany), M. Romaniello (ESO; Excellence Cluster Universe, Garching bei München, Germany), D. Fedele (INAF-Osservatorio Astrofisico di Arcetri, Firenze, Italy), G. Carraro (Dipartimento di Fisica e Astronomia Galileo Galilei, Padova, Italy), G. De Marchi (Science Support Office, European Space Research and Technology Centre (ESA/ESTEC), The Netherlands), W.J. de Wit (ESO, Santiago, Chile), J.E. Drew (School of Physics, University of Hertfordshire, UK), V.M. Kalari (Departamento de Astronomía, Universidad de Chile, Santiago, Chile), C.F. Manara (ESA/ESTEC), E.L. Martin (Centro de Astrobiologia (CSIC-INTA), Madrid, Spain), S. Mieske (ESO, Chile), N. Panagia (Space Telescope Science Institute, USA); L. Testi (ESO, Garching); J.S. Vink (Armagh Observatory, UK); J.R. Walsh (ESO, Garching); N.J. Wright (School of Physics, University of Hertfordshire; Astrophysics Group, Keele University, UK).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), работающий также в режиме крупнейшего в мире оптического телескопа-интерферометра (Very Large Telescope Interferometer, VLTI), и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов на плато Чахнантор: APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».