eso1730ru — Фото-релиз

Стареющая звезда сбросила оболочку

20 сентября 2017 г.

С телескопом ALMA астрономы получили замечательное изображение тонкой оболочки, сброшенной необычной красной звездой U Насоса. Эти наблюдения помогут лучше понять поведение звезд на поздних стадиях их эволюции.

Внимательный наблюдатель может заметить в бинокль в слабом южном созвездии Насоса (Antlia) очень красную звездочку, немного меняющую яркость от недели к неделе: U Antliae. Новые наблюдения на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) выявили вокруг этой звезды исключительно тонкую сферическую оболочку.

U Насоса [1] -- углеродная звезда: заканчивающая свой жизненный цикл холодная звезда высокой светимости, находящаяся на так называемой асимптотической ветви гигантов. Примерно 2700 лет назад она прошла короткую стадию быстрой потери массы: всего за несколько сотен лет она с большой скоростью выбросила вещество, которое и образовало наблюдаемую сейчас на ALMA оболочку. Детальный анализ полученных данных показал, что она состоит из разреженного клочковатого газа, образующего волокнистые субструктуры. Оболочка замечательна еще и тем, что она обладает очень высокой степенью круговой симметрии и необыкновенно тонкая.

Великолепное изображение получено благодаря уникальной способности радиотелескопа ALMA, установленного на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама, строить четкие изображения на различных длинах волн. ALMA может «разглядеть» в оболочке U Antliae значительно более тонкие детали, чем было возможно видеть прежде.

Но новые данные, полученные на ALMA – это не просто изображение, а трехмерный массив («куб данных»), каждый срез которого соответствует немного отличающейся длине волны. В результате эффекта Допплера различные срезы куба данных дают изображения газа, движущегося с различными скоростями по направлению к наблюдателю или от него. Выявляя слои, движущиеся с разными скоростями, мы можем как бы разрезать космический газовый пузырь на тоненькие слои, точно так же, как в процессе компьютерной томографии можно видеть срезы тканей человеческого тела.

Знание химического состава оболочек и атмосфер таких звезд, так же, как и процесса образования оболочек в ходе потери массы, важно для понимания эволюции звезд и галактик в ранней Вселенной. Такие оболочки, как наблюдаемая вокруг U Насоса, демонстрируют разнообразие химических соединений углерода и других элементов. Оболочки участвуют и в процессе переработки вещества, порождая до 70% межзвездной пыли.

[1] Обозначение U Насоса означает «четвертая звезда переменного блеска в созвездии Насоса». Переменные звезды получают обозначения, которые усложняются по мере открытия все новых и новых переменных; узнать больше о правилах этих обозначений можно здесь.

Результаты исследования представлены в статье “Rings and filaments. The remarkable detached CO shell of U Antliae”, F. Kerschbaum и др., которая публикуется в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: F. Kerschbaum (University of Vienna, Austria), M. Maercker (Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Sweden), M. Brunner (University of Vienna, Austria), M. Lindqvist (Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Sweden), H. Olofsson (Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Sweden), M. Mecina (University of Vienna, Austria), E. De Beck (Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Sweden), M. A. T. Groenewegen (Koninklijke Sterrenwacht van België, Belgium), E. Lagadec (Observatoire de la Côte d’Azur, CNRS, France), S. Mohamed (University of Cape Town, South Africa), C. Paladini (Université Libre de Bruxelles, Belgium), S. Ramstedt (Uppsala University, Sweden), W. H. T. Vlemmings (Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Sweden) и M. Wittkowski (ESO)