eso1734ru — Фото-релиз

Раскрывая секреты галактик

25 октября 2017 г., St.-Petersburg

25 октября 2017 г.
На этом гигантском снимке скопления галактик в созвездии Печи – бесчисленное множество галактик. Одни выглядят, как еле заметные искорки, другие видны во всех подробностях на переднем плане. Среди последних – хорошо известная астрономам линзообразная галактика NGC 1316. Об ее бурном прошлом свидетельствует кружевная структура петель, арок и колец, которая теперь более детально, чем когда-либо в прошлом, проявляется на этом удивительно глубоком изображении, полученном на обзорном телескопе VST (VLT Survey Telescope) и содержащем мириады слабых объектов, а также очень слабое свечение, исходящее изнутри скопления.

На этом глубоком 2.3-гигапиксельном снимке, полученном благодаря исключительным характеристикам широкоугольного телескопа VST (VLT Survey Telescope) в обсерватории ESO Параналь в Чили – скопление в Печи, одно из самых богатых и самых близких к Млечному Пути скоплений галактик. Этот изображение – одно из самых больших, когда-либо полученных в ESO.

Возможно, один из самых удивительных членов этого скопления – NGC 1316, галактика с динамичной историей, образованная слиянием нескольких галактик меньших размеров. Гравитационные возмущения, испытанные галактикой в ее бурном прошлом, оставили заметные следы в ее линзообразной структуре [1]. Впервые наблюдавшиеся в 1970-х крупномаштабная рябь, петли и арки, погруженные в заполненные звездами внешние оболочки галактики, и сейчас продолжают активно исследоваться астрономами, которые исследуют все более мелкие детали необычной структуры NGC 1316 при помощи новейшей астрономической техники и сочетания наблюдений с компьтерным моделированием.

Процессы слияния, результатом которых стало образование NGC 1316, привели к притоку газа, непрерывно подпитывающего экзотический астрофизический объект в центре галактики: сверхмассивную черную дыру массой около 150 миллионов Солнц. Этот космический монстр, аккрецируя вещество из своих окрестностей, выбрасывает исключительно интенсивные джеты частиц высоких энергий, а они, в свою очередь, формируют характерные эмиссионные полости, видимые на радиочастотах. NGC 1316 – четвертый по яркости радиоисточник на небе Земли.

В NGC 1316 также наблюдались четыре сверхновых типа Ia – объектов первостепенной важности для астрофизиков. Светимость сверхновых типа Ia имет строго определенное значение [2], и поэтому их можно использовать для определения расстояния до галактик, в которых они вспыхивают. В данном случае, это расстояние оказалось равным 60 миллионам световых лет. Такие “стандартные свечи” представляют огромную ценность для астрономов, так как являются незаменимым инструментом точного измерения расстояний до очень далеких оъектов. По сути дела, именно они сыграли главную роль в революционном открытии ускоряющегося расширения Вселенной.

Изображение получено телескопом VST в обсерватории ESO Параналь в рамках обозрения Fornax Deep Survey: глубокого многократного фотографирования скопления галактик в Печи. Исследовательский коллектив, выполняющий эту работу под руководством Энрикетты Йодиче (Enrichetta Iodice) из INAF и обсерватории Каподимонте в Неаполе (Италия), уже наблюдал эту область неба на VST и обнаружил слабый светящийся мост между NGC 1399 и галактикой меньшего размера NGC 1387 (eso1612). Телескоп VST специально предназначен для широкоугольных обозрений неба. Он обладает большим исправленным полем и оснащен специализированной 256-мегапиксельной камерой OmegaCAM. В результате VST способен быстро получать глубокие изображения больших участков неба, которые затем исследуются гораздо более крупными телескопами — такими, как Очень Большой Телескоп ESO (VLT) — для получения детальной информации об индивидуальных объектах.

[1] Линзообразные галактики представляют собой промежуточный тип между эллиптическими и хорошо известными спиральными галактиками, к числу которых относится и Млечный Путь.

[2] Сверхновые типа Ia вспыхивают, когда белый карлик в двойной системе вследствие аккреции постепенно увеличивает свою массу за счет перетекания вещества с звезды-компаньона, пока эта масса не достигает критического значения, при котором начинается ядерное горение углерода. В течение короткого времени запускается цепная реакция, заканчивающаяся выделением гигантской энергии: взрывом сверхновой. Этот взрыв всегда происходит при достижении определенной массы, известной под названием предела Чандрасекара, и каждый раз имеет почти идентичные характеристики. Постоянство свойств сверхновых типа Ia и позволяет астрономам использовать эти катаклизмические события для измерения расстояний во Вселенной.

Результаты исследования представлены в статье “The Fornax Deep Survey with VST. II. Fornax A: A Two-phase Assembly Caught in the Act”, E. Iodice и др., публикуемой в Astrophysical Journal.

Состав исследовательской группы: E. Iodice (INAF – Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy), M. Spavone (Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy), M. Capaccioli (University of Naples, Italy), R. F. Peletier (Kapteyn Astronomical Institute, University of Groningen, The Netherlands), T. Richtler (Universidad de Concepción, Chile), M. Hilker (ESO, Garching, Germany), S. Mieske (ESO, Chile), L. Limatola (INAF – Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy), A. Grado (INAF – Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy), N.R. Napolitano (INAF – Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy), M. Cantiello (INAF – Astronomical Observatory of Teramo, Italy), R. D’Abrusco (Smithsonian Astrophysical Observatory/Chandra X-ray Center, US), M. Paolillo (University of Naples, Italy), A. Venhola (University of Oulu, Finland), T. Lisker (Zentrum für Astronomie der Universität Heidelberg, Germany), G. Van de Ven (Max Planck Institute for Astronomy, Germany), J. Falcon-Barroso (Instituto de Astrofísica de Canarias, Spain) и P. Schipani (Astronomical Observatory of Capodimonte, Italy).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».