Kids

eso1735ru — Научный релиз

ALMA нашла холодную пыль в окрестностях ближайшей к нам звезды

3 ноября 2017 г., St.-Petersburg

3 ноября 2117 г.
Телескоп ALMA в Чили зарегистрировал пыль в окрестностях ближайшей к Солнечной системе звезды: Проксимы Центавра. Свечение холодной пыли наблюдалось на расстоянии от одной до четырех астрономических единиц от звезды, то есть от одного до четырех расстояний от Земли до Солнца. Данные наблюдений также говорят о возможном существовании еще более холодного пылевого пояса, а может быть и многокомпонентной планетной системы. В Солнечной системе присутствуют похожие структуры значительно большего размера; считается, что такие пояса состоят из каменных и ледяных частиц, которым не удалось сконденсироваться в планеты.

Проксима Центавра – ближайшая к Солнцу звезда, слабый красный карлик, расположенный всего в четырех световых годах от нас в южном созвездии Центавра (Кентавра). Вокруг него вращается похожая размером на Землю планета Proxima bобнаруженная в 2016 году – ближайшая к нам внесолнечная планета. Но система Проксимы оказалась интересна не только этим. Новые наблюдения с решеткой радиотелескопов ALMA зарегистрировали излучение облаков холодной космической пыли, окружающей звезду.

Основной автор нового исследования Гиллем Англада (Guillem Anglada) [1] из Института астрофизики Андалусии (CSIC) в Гранаде (Испания) так объясняет значение открытия: Пыль вокруг Проксимы – очень важная находка. После открытия землеподобной планеты Проксима b это первое свидетельство существования у ближайшей к Солнцу звезды многокомпонентной планетной системы, а не просто одиночной планеты.

Пылевые пояса – это остатки вещества, которое не сконденсировалось в более массивные тела, такие как планеты. Размеры каменных и ледяных частиц в этих поясах могут быть разными: от мельчайших пылевых зерен меньше миллиметра в поперечнике до астероидов многокилометрового диаметра [2].

Наблюдения показывают, что большая часть пыли сосредоточена в поясе на расстоянии в несколько сот миллионов километров от Проксимы и такой же протяженности. Общая масса пыли в этом поясе составляет примерно одну сотую часть массы Земли, а ее температура оценивается в –230 градусов Цельсия, что близко к температуре пояса Койпера в Солнечной системе.

Данные, полученные на ALMA, позволяют также предположить что вокруг Проксимы имеется и другой, еще более холодный пылевой пояс вдесятеро дальше первого. Если это так, то природа этого пояса, очень холодного и расположенного вдалеке от более холодной и слабой, чем Солнце, звезды, загадочна. Оба пояса гораздо дальше от Проксимы, чем планета Проксима b, орбита которой отстоит от материнской звезды всего на четыре миллиона километров [3].

Гиллем Англада продолжает: “Эти наблюдения говорят о том, что Проксима Центавра, возможно, имеет многокомпонентную планетную систему с богатой историей взаимодействий, которые и привели к формированию пылевого пояса. Информацию о положениях других, пока не обнаруженных планет этой системы могут дать дальнейшие исследования”.

Планетная система Проксимы Центавра представляет особенный интерес еще и потому, что существуют планы ее прямого изучения микроскопическими зондами, которые будут разгоняться с помощью лазерных парусов (проект Starshot). При планировании этой миссии информация о пылевой среде вокруг звезды будет очень важна.

Соавтор работы Педро Амадо (Pedro Amado), тоже сотрудник Института астрофизики Андалусии, говорит, что работа только начинается: “Наши первые результаты показали способность ALMA регистрировать пылевые структуры вокруг Проксимы. Дальнейшие наблюдения дадут нам более подробное представление об этой планетной системе. В сочетании с исследованиями протопланетных дисков вокруг молодых звезд, они помогут в деталях понять ход процессов, которые 4600 миллионов лет назад привели к образованию Земли и Солнечной системы. Так что мы, можно сказать, только садимся за стол, а главное блюдо впереди!”

[1] По удивительному совпадению, основной автор данной работы Гиллем Англада носит то же имя, что и астроном, руководивший группой первооткрывателей планеты Проксимы Центавра b, Гиллем Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escudé), который тоже является соавтором представляемой статьи. В родстве эти ученые не состоят.

[2] Проксима Центавра – довольно старая звезда, возраст ее примерно такой же, как и у Солнечной системы. Ее пылевые пояса, вероятно, похожи на пылевые компоненты пояса Койпера и Главного пояса астероидов в Солнечной системе, а также на пыль, которая ответственна за зодиакальный свет. Знаменитые диски, наблюдавшиеся на ALMA вокруг гораздо более молодых звезд, таких, как HL Tauri, содержат значительно больше вещества, так как в них еще только идет процесс образования планет.

[3] Видимая форма очень слабого внешнего диска, если его существование подтвердится, может дать астрономам способ оценить наклонение плоскости планетной системы Проксимы. Из-за наклона круглый в плане диск будет выглядеть эллиптическим. Знание наклонения в свою очередь позволит точнее определить массу планеты Проксима b, для которой пока установлена лишь нижняя граница.

Результаты работы представлены в статье “ALMA Discovery of Dust Belts Around Proxima Centauri”, Guillem Anglada и др., которая публикуется в Astrophysical Journal Letters.

Состав исследовательской группы: Guillem Anglada (Instituto de Astrofísica de Andalucía (CSIC), Granada, Spain [IAA-CSIC]), Pedro J. Amado (IAA-CSIC), Jose L. Ortiz (IAA-CSIC), José F. Gómez (IAA-CSIC), Enrique Macías (Boston University, Massachusetts, USA), Antxon Alberdi (IAA-CSIC), Mayra Osorio (IAA-CSIC), José L. Gómez (IAA-CSIC), Itziar de Gregorio-Monsalvo (ESO, Santiago, Chile; Joint ALMA Office, Santiago, Chile), Miguel A. Pérez-Torres (IAA-CSIC; Universidad de Zaragoza, Zaragoza, Spain), Guillem Anglada-Escudé (Queen Mary University of London, London, United Kingdom), Zaira M. Berdiñas (IAA-CSIC), James S. Jenkins (Universidad de Chile, Santiago, Chile), Izaskun Jimenez-Serra (Queen Mary University of London, London, United Kingdom), Luisa M. Lara (IAA-CSIC), Maria J. López-González (IAA-CSIC), Manuel López-Puertas (IAA-CSIC), Nicolas Morales (IAA-CSIC), Ignasi Ribas (Institut de Ciències de l’Espai, Barcelona, Spain), Anita M. S. Richards (JBCA, University of Manchester, Manchester, United Kingdom), Cristina Rodríguez-López (IAA-CSIC) и Eloy Rodríguez (IAA-CSIC).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».