eso1737ru — Научный релиз

Наблюдения первого межзвездного астероида в ESO: нечто невиданное

VLT видит темно-красный очень вытянутый объект

20 ноября 2017 г., St.-Petersburg

17 ноября 2017 г.
Астрономы впервые исследуют астероид, пришедший в Солнечную систему из межзвездного пространства. Наблюдения на Очень Большом Телескопе ESO в Чили и в других обсерваториях мира показывают, что этот уникальный объект путешествовал в космосе миллионы лет, прежде чем случайно залетел в нашу планетную систему. Он оказался темно-красным сильно вытянутым металлическим или каменным телом, непохожим ни на что обычно обнаруживаемое в Солнечной системе. Новые результаты публикуются в журнале Nature 20 ноября 2017 года.

19 октября 2017 года телескоп Pan-STARRS 1 на Гавайях зарегистрировал движущуюся по небу слабую светящуюся точку. Она выглядела как типичный астероид. Но когда вычислили его орбиту, оказалось, что это тело вне всякого сомнения не образовалось внутри Солнечной системы, как все другие когда-либо наблюдавшиеся астероиды или кометы, а пришло из межзвездного пространства. Вначале объект был классифицирован как комета, но наблюдения в ESO и в других обсерваториях не выявили у него никаких признаков кометной активности после того, как в сентябре 2017 г. он прошел на наименьшем расстоянии от Солнца. Тогда его заново классифицировали как межзвездный астероид и назвали 1I/2017 U1 (`Оумуамуа) [1].

Действовать пришлось быстро”, -- рассказал член исследовательской группы Оливье Эйно (Olivier Hainaut) из ESO (Гархинг, Германия). “`Оумуамуа уже прошла точку наибольшего сближения с Солнцем и направлялась обратно в межзвездное пространство”.

Для точного измерения параметров орбиты, яркости и цвета астероида был немедленно задействован Очень Большой Телескоп ESO. Время было очень дорого: `Оумуамуа быстро удаляется от Солнца и от Земли и становится все слабее и слабее. Но впереди ждали сюрпризы.

Комбинируя изображения астероида, полученные на VLT с приемником FORS в четырех различных фильтрах, с изображениями, полученными на других крупных телескопах, группа астрономов под руководством Карен Мич (Karen Meech) из Института астрономии на Гавайях, США, обнаружила, что `Оумуамуа меняет блеск в десять раз, вращаясь вокруг своей оси с периодом в 7.3 часа.

Карен Мич объясняет значение этого открытия: “Необычно большие изменения блеска означают, что объект имеет очень вытянутую форму: его длина примерно вдесятеро больше ширины, со сложными, искривленными очертаниями. Мы установили также, что цвет этого тела темно-красный, как у объектов внешних областей Солнечной системы, и подтвердили полное отутствие у него какой-либо активности, не найдя вокруг него ни малейших следов пыли.

Все это говорит о том, что `Оумуамуа представляет собой плотное, возможно, каменное или даже металлическое тело, без каких-либо признаков воды или льда, и что его поверхность потемнела и покраснела под воздействием космических лучей на протяжении миллионов лет. Длина его оценивается как минимум в 400 метров.

Предварительные вычисления орбиты астероида показали, что он пришел приблизительно со стороны яркой звезды Веги в северном созвездии Лиры. Однако, даже при головокружительной скорости примерно в 90 000 км/час у межзвездного объекта ушло столько времени на полет к Солнечной системе, что если около 300 000 лет назад астероид был там, где сейчас находится Вега, она сама была еще далеко оттуда. Вероятно, `Оумуамуа сотни миллионов лет странствовала по Млечному Пути, не примыкая ни к какой звезде, пока случайно не встретилась на своем пути с Солнечной системой.

По оценке астрономов подобные `Оумуамуа межзвездные астероиды примерно раз в год пролетают сквозь внутреннюю область Солнечной системы, но так как их блеск очень слаб и их трудно заметить, их до сих пор не регистрировали. Только с недавнего времени широкоугольные обзорные телескопы, такие, как Pan-STARRS, стали достаточно мощными, чтобы их замечать.

Мы продолжаем наблюдать этот уникальный объект”, -- заключает Оливье Эйно, -- “и надеемся выяснить более точно, откуда он пришел и куда направляется в своем путешествии по Галактике. И теперь, найдя первый межзвездный камень, мы готовы искать и другие!

[1] Предложение группы Pan-STARRS о названии открытого межзвездного объекта было принято Международным Астрономическим Союзом (IAU), в компетенцию которого входит присвоение официальных имен телам в Солнечной системе и вне ее. Происхождение этого имени гавайское; подробности можно найти здесь. IAU также создал новый класс объектов – межзвездных астероидов, в котором обнаруженное небесное тело стало первым. Теперь правильные формы названия этого объекта: 1I, 1I/2017 U1, 1I/`Оумуамуа и 1I/2017 U1 (`Оумуамуа). Значок перед буквой O называется окина (okina) и передает придыхание, так что произносить имя нового небесного тела надо примерно так: «х о у му а му а». Перед введением новой схемы классификации объект назывался A/2017 U1.

Результаты исследования представлены в статье “A brief visit from a red and extremely elongated interstellar asteroid”, K. Meech и др., которая публикуется в журнале Nature XXX.

Состав исследовательской группы: Karen J. Meech (Institute for Astronomy, Honolulu, Hawai`i, USA [IfA]) Robert Weryk (IfA), Marco Micheli (ESA SSA-NEO Coordination Centre, Frascati, Italy; INAF–Osservatorio Astronomico di Roma, Monte Porzio Catone, Italy), Jan T. Kleyna (IfA) Olivier Hainaut (ESO, Garching, Germany), Robert Jedicke (IfA) Richard J. Wainscoat (IfA) Kenneth C. Chambers (IfA) Jacqueline V. Keane (IfA), Andreea Petric (IfA), Larry Denneau (IfA), Eugene Magnier (IfA), Mark E. Huber (IfA), Heather Flewelling (IfA), Chris Waters (IfA), Eva Schunova-Lilly (IfA) и Serge Chastel (IfA).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».