eso1740ru — Фото-релиз

«Звездные ясли» во всей красе

13 декабря 2017 г., St.-Petersburg

13 декабря 2017 г.
Это великолепное изображение «звездных яслей» Sharpless 29 получено с камерой OmegaCAM на обзорном телескопе ESO VLT Survey Telescope. На гигантском снимке можно увидеть много интересных астрономических явлений, в том числе облака космической пыли и газа, которые отражают, поглощают и переизлучают свет молодых горячих звезд внутри туманности.

Изображенная на снимке область неба занесена в каталог Шарплесса областей Н II: межзвездных облаков ионизованного газа, в которых кипит звездообразование. Туманность Sharpless 29 (Sh 2-29) расположена на расстоянии около 5500 световых лет от нас в созвездии Стрельца, рядом с еще более обширной туманностью Лагуна. В Sh 2-29 сосредоточено много астрономических чудес, в том числе очень активная область звездообразования NGC 6559туманность в самом центре кадра.

Эта центральная туманность – самая поразительная деталь области Sharpless 29. При поперечнике всего-навсего в несколько световых лет, она наглядно демонстрирует, к какому хаосу  может привести массовое рождение звезд в межзвездном облаке. Молодым звездам на этом фото не более двух миллионов лет и они разбрасывают во все стороны потоки высокоэнергетического излучения. Эта энергия разогревает окружающую звезды пыль и газ, а мощные звездные ветры разрушают и деформируют туманность изнутри. Под действием интенсивного излучения двойной звезды внутри туманности образовалась гигантская полость, которая расширяется, оттесняя межзвездное вещество в разных направлениях с образованием красноватой аркообразной пограничной стенки.

Когда межзвездные пыль и газ бомбардируются ультрафиолетовым излучением горячих молодых звезд, они под воздействием этой энергии начинают ярко светиться. Диффузное красное свечение, заполняющее изображение, представляет собой эмиссию водородного газа, в то время как голубое сияние обусловлено отражeнием и рассеянием на малых пылевых частицах. Кроме эмиссии и отражения, здесь происходят и процессы поглощения. Пылевые массы загораживают свет на его пути к нам, что не дает нам видеть лежащие позади них звезды, а меньшие клочья пыли образуют темные волокнистые структуры внутри облаков.

Благодаря своему сложному и разнообразному составу область Sharpless 29 является для астрономов настоящим полигоном для исследования физических процессов. Начальные фазы звездообразования, влияние молодых звезд на окружающие их пыль и газ, магнитные возмущения – все это можно наблюдать и исследовать здесь.

Но молодые массивные звезды живут быстро и умирают молодыми. Они заканчивают свою историю взрывом сверхновой, оставляя после себя обогащенные тяжелыми элементами газ и пыль. За несколько десятков миллионов лет все это вещество будет выброшено в окружающее пространство и на этом месте останется только расеянное звездное скопление.

Область Sharpless 29 наблюдалась с камерой ESO OmegaCAM на обзорном телескопе VLT (VST) на Серро Параналь в Чили. Площадь поля OmegaCAM более, чем в 300 раз превышает саый большой размер поля камеры Космического телескопа Хаббла NASA/ESA; спектральный диапазон инструмента простирается от ультрафиолетовой до инфракрасной области. Замечательной особенностью камеры является способность получать изображения в красной линии водорода H-альфа, излучение в которой как раз и характерно для таких туманностей, как Sharpless 29.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».