eso1809ru — Фото-релиз

На ALMA выявлена внутренняя волокнистая структура области звездообразования

7 марта 2018 г., St.-Petersburg

7 марта 2018 г.
Новые данные, полученные на ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) и других телескопах, позволили построить это великолепное изображение паутины волокон межзвездного вещества в туманности Ориона. На фото детали «паутины» выглядят раскаленными докрасна, но в действительности они так холодны, что наблюдать их можно только с такими телескопами, как ALMA.

На этом великолепном снимке – часть знаменитой туманности Ориона, области звездобразования, расположенной на расстоянии в 1350 световых лет от Земли. Фото представляет собой мозаику изображений: красным искусственным цветом отмечены те, которые получены на миллиметровых волнах на антенной решетке ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) и 30-метровом телескопе IRAM, а синим – более привычные инфракрасные изображения, полученные с приемником HAWK-I на Очень Большом Телескопе ESO VLT. Группа ярких бело-голубых звезд в верхнем левом углу снимка – Трапеция Ориона, горячие молодые звезды, образовавшиеся всего несколько миллионов лет назад.

Косматые, волоконообразные структуры, покрывающие все поле зрения – длинные пряди холодного газа, невидимые ни в оптических, ни в инфракрасных лучах и различимые только на миллиметровых волнах. ALMA – один из немногих инструментов, с помощью которых исследование этих структур становится возможным. В газовых облаках образуются звезды: газ постепенно конденсируется под действием сил гравитации, пока в центре сгустков не начинается термоядерное горение. Так появляются протозвезды.

Астрономы, получившие это изображение, исследуют структуру и состав газовых волокон. На телескопе ALMA они ищут признаки одной из составных частей этой «паутины» -- газообразного диазенилиума. В процессе поиска исследовательская группа выявила сеть из 55 отдельных волокон.

Туманность Ориона – ближайшая к Земле область активного звездообразования. Поэтому ее детально изучают астрономы, занимающиеся вопросами формирования звезд и их развития в первые несколько миллионов лет существования. Телескопы ESO неоднократно наблюдали эту интересную область: о результатах этих исследований можно подробнее узнать здесьздесь и здесь.

Приведенное изображение составлено из 296 отдельных индивидуальных снимков, полученных на телескопах ALMA и IRAM. На сегодня это одно из самых больших мозаичных изображений областей звездобразования, полученных с высоким разрешением на миллиметровых волнах [1].

[1] Более ранние мозаичные изображения туманности в Орионе на миллиметровых волнах были получены на индивидуальных антеннах, таких, как APEX. Новые изображения получены на телескопах ALMA и IRAM с использованием интерферометрии – сложения сигналов от нескольких разнесенных на большие расстояния антенн. Это позволяет разглядеть на снимках гораздо более мелкие детали.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории видимого диапазона, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».