eso1811ru — Фото-релиз

С приемником SPHERE обнаружена коллекция разнообразных дисков вокруг молодых звезд

11 апреля 2018 г., St.-Petersburg

11 апреля 2018 г.
На новых изображениях, полученных с приемником SPHERE на Очень Большом Телескопе ESO, пылевые диски вокруг близлежащих молодых звезд представлены в гораздо больших подробностях, чем прежде. Они обладают разнообразными формами, размерами и структурой, в том числе, возможно, признаками наличия в них формирующихся планет.

Приемник SPHERE, смонтированный на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в Чили, позволяет астрономам маскировать влияние сильной засветки, создаваемой центральными звездами, и получать благодаря этому лучшие изображения их окрестностей. Таким способом на новых снимках, сделанных на SPHERE, обнаружена целая коллекция пылевых дисков вокруг молодых звезд.

Эти диски оказались исключительно разнообразными по размерам и по форме: в некоторых из них заметны яркие кольца, в других -- темные, а третьи напоминают по виду гамбургер. Диски очень отличаются и по ориентации на небе: от круглых, видимых плашмя, до узких, повернутых к нам ребром.

Главная задача приемника SPHERE – обнаруживать и исследовать гигантские экзопланеты вокруг близких к нам звезд методом прямых изображений. Но в то же время этот инструмент сейчас один из лучших в мире и для получения изображений дисков вокруг молодых звезд — областей возможного формирования планет. Изучение таких дисков имеет огромное значение для выяснения связей между свойствами диска и формированием или присутствием в нем планет.

Многие молодые звезды, изображения окрестностей которых получены на SPHERE, принадлежат новому обозрению звезд типа Т Тельца: класса очень молодых (моложе 10 миллионов лет) переменных звезд. В дисках вокруг этих звезд содержатся газ, пыль и планетeзимали -- «строительные элементы», из которых образуются планеты и планетные системы.

Полученные изображения дают представление и о том, как могла выглядеть наша Солнечная система на ранних стадиях своего формирования, более четырех миллиардов лет назад.

Большинство изображений получено в рамках обозрения DARTTS-S (Disks Around T Tauri Stars with SPHERE). Расстояния до объектов обозрения заключены в пределах от 230 до 550 световых лет от Земли, а так как поперечник Млечного Пути примерно равен 100 000 световых лет, можно сказать, что эти звезды являются близкими соседями Солнца. Но даже и на малых расстояниях получение хороших изображений отражательных дисков является очень трудной задачей, так как их слабый блеск многократно перекрывается сиянием центральных звезд.

Наблюдения с приемником SPHERE привели также к открытию видимого с ребра диска вокруг звезды GSC 07396-00759, входящей в кратную звездную систему из обозрения DARTTS-S. Как ни странно, этот диск выглядит более проэволюционировавшим, чем богатый газом диск вокруг звезды типа T Tauri в той же кратной системе, хотя возраст у обеих звезд один и тот же. Это загадочное различие в эволюции дисков вокруг двух звезд одинакового возраста – еще одна причина интереса астрономов к изучению околозвездных дисков и их характеристик.

С приемником SPHERE астрономы уже получили множество впечатляющих изображений в рамках различных исследований, в том числе, касающихся взаимодействия планет с веществом диска, орбитальных движений внутри системы и эволюции дисков.

Новые результаты, полученные с приемником SPHERE, наряду с данными, которые получаются на других телескопах, таких, как ALMA, революционизируют понимание астрономами физических условий в окрестностях молодых звезд и сложных механизмов образования планет.

Изображения дисков звезд типа T Tauri представлены в статье “Disks Around T Tauri Stars With SPHERE (DARTTS-S) I: SPHERE / IRDIS Polarimetric Imaging of 8 Prominent T Tauri Disks”, H. Avenhaus и др., которая публикуется в Astrophysical Journal. Об открытии видимого с ребра диска сообщается в статье “A new disk discovered with VLT/SPHERE around the M star GSC 07396-00759”, E. Sissa и др., которая публикуется в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав первой исследовательской группы: Henning Avenhaus (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany; ETH Zurich, Institute for Particle Physics and Astrophysics, Zurich, Switzerland; Universidad de Chile, Santiago, Chile), Sascha P. Quanz (ETH Zurich, Institute for Particle Physics and Astrophysics, Zurich, Switzerland; National Center of Competence in Research “PlanetS”), Antonio Garufi (Universidad Autonónoma de Madrid, Madrid, Spain), Sebastian Perez (Universidad de Chile, Santiago, Chile; Millennium Nucleus Protoplanetary Disks Santiago, Chile), Simon Casassus (Universidad de Chile, Santiago, Chile; Millennium Nucleus Protoplanetary Disks Santiago, Chile), Christophe Pinte (Monash University, Clayton, Australia; Univ. Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), Gesa H.-M. Bertrang (Universidad de Chile, Santiago, Chile), Claudio Caceres (Universidad Andrés Bello, Santiago, Chile), Myriam Benisty (Unidad Mixta Internacional Franco-Chilena de Astronomía, CNRS/INSU; Universidad de Chile, Santiago, Chile; Univ. Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France) и Carsten Dominik (Anton Pannekoek Institute for Astronomy, University of Amsterdam, The Netherlands).

Состав второй исследовательской группы: E. Sissa (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), J. Olofsson (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany; Universidad de Valparaíso, Valparaíso, Chile), A. Vigan (Aix-Marseille Université, CNRS, Laboratoire d’Astrophysique de Marseille, Marseille, France), J.C. Augereau (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), V. D’Orazi (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), S. Desidera (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), R. Gratton (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), M. Langlois (Aix-Marseille Université, CNRS, Laboratoire d’Astrophysique de Marseille Marseille, France; CRAL, CNRS, Université de Lyon, Ecole Normale Suprieure de Lyon, France), E. Rigliaco (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), A. Boccaletti (LESIA, Observatoire de Paris-Meudon, CNRS, Université Pierre et Marie Curie, Université Paris Diderot, Meudon, France), Q. Kral (LESIA, Observatoire de Paris-Meudon, CNRS, Université Pierre et Marie Curie, Université Paris Diderot, Meudon, France; Institute of Astronomy, University of Cambridge, Cambridge, UK), C. Lazzoni (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy; Universitá di Padova, Padova, Italy), D. Mesa (INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy; University of Atacama, Copiapo, Chile), S. Messina (INAF-Osservatorio Astrofisico di Catania, Catania, Italy), E. Sezestre (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), P. Thébault (LESIA, Observatoire de Paris-Meudon, CNRS, Université Pierre et Marie Curie, Université Paris Diderot, Meudon, France), A. Zurlo (Universidad Diego Portales, Santiago, Chile; Unidad Mixta Internacional Franco-Chilena de Astronomia, CNRS/INSU; Universidad de Chile, Santiago, Chile; INAF-Osservatorio Astronomico di Padova, Padova, Italy), T. Bhowmik (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), M. Bonnefoy (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), G. Chauvin (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France; Universidad Diego Portales, Santiago, Chile), M. Feldt (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), J. Hagelberg (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), A.-M. Lagrange (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), M. Janson (Stockholm University, Stockholm, Sweden; Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), A.-L. Maire (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), F. Ménard (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), J. Schlieder (NASA Goddard Space Flight Center, Greenbelt, Maryland, USA; Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany), T. Schmidt (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), J. Szulági (Institute for Particle Physics and Astrophysics, ETH Zurich, Zurich, Switzerland; Institute for Computational Science, University of Zurich, Zurich, Switzerland), E. Stadler (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), D. Maurel (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), A. Deboulbé (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), P. Feautrier (Université Grenoble Alpes, CNRS, IPAG, Grenoble, France), J. Ramos (Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany) и R. Rigal (Anton Pannekoek Institute for Astronomy, Amsterdam, The Netherlands).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».