eso1816ru — Фото-релиз

Тесное соседство

30 мая 2018 г., St.-Petersburg

30 мая 2018 г.
Туманность Тарантул, ярко сияющая на расстоянии около 160 000 световых лет от нас – самая заметная и красивая деталь в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике нашей Галактики Млечного Пути. Обзорный телескоп VLT в обсерватории ESO Параналь в Чили получил исключительно детальные изображения этой области и ее плотно заполненных звездами окрестностей. В поле различаются звездные скопления, светящиеся газовые облака и рассеянные остатки взрывов сверхновых. С таким высоким разрешением изображение этой области получено впервые.

Воспользовавшись великолепными возможностями Обзорного телескопа VLT (VST) в обсерватории ESO Параналь в Чили, астрономы получили это детальное новое изображение Туманности Тарантул и множества туманностей и звездных скоплений в ее окрестностях. Туманность Тарантул, известная еще как 30 Золотой Рыбы (30 Doradus) – самая яркая и бурно развивающаяся область звездообразования в Местной Группе галактик.

Сама Туманность Тарантул, видимая в верхней части поля, простирается более, чем на 1000 световых лет в созвездии Золотой Рыбы (Dorado), видимом только на небе южного полушария. Эта великолепная туманность является частью Большого Магелланова Облака, карликовой галактики размером всего примерно 14 000 световых лет, одной из ближайших к Млечному Пути.

В центре Туманности Тарантул находится гигантское молодое звездное скопление NGC 2070. В плотном ядре этой области, в которой происходит вспышка звездообразования, R136, находятся некоторые из самых массивных и имеющих наиболее высокую светимость из всех известных звезд. Яркое свечение самой Туманности Тарантул впервые заметил французский астроном Николя-Луи Лакайль (Nicolas-Louis de Lacaille) в 1751 г.

Другое, значительно более старое звездное скопление в Туманности Тарантул – Hodge 301, в котором по меньшей мере 40 звезд в прошлом вспыхнули в виде сверхновых, распространив газовые потоки по всей области. Один из остатков этих сверхновых -- «сверхпузырь» SNR N157B, заключающий в себе рассеянное звездное скопление NGC 2060. Это скопление впервые наблюдал британский астроном Джон Гершель (John Herschel) в 1836 г. на 18.6-дюймовом рефлекторе на Мысе Доброй Надежды в Южной Африке. На окраине Туманности Тарантул в правом нижнем углу кадра, можно идентифицировать место вспышки знаменитой сверхновой SN 1987A [1].

Слева от Туманности Тарантул можно увидеть яркое рассеянное скопление NGC 2100 с сияющей россыпью голубых звезд в окружении красных. Это скопление открыл шотландский астроном Джеймс Данлоп (James Dunlop) в 1826 г. во время своей работы в Австралии на 9-дюймовом (23-см) рефлекторе собственного изготовления.

В центре снимка – звездное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074, еще одна крупная область звездообразования, открытая Джоном Гершелем. Внимательно приглядевшись, можно заметить темное пылевое образование в форме головы лошади. Это “Туманность Конская Голова в Большом Магеллановом Облаке” – гигантский пылевой столб длиной примерно в 20 световых лет, почти вчетверо больше расстояния от Солнца до ближайшей к нему звезды Альфы Центавра. Эта туманность обречена на исчезновение в течение ближайшего миллиона лет: по мере того, как в скоплении будут образовываться новые звезды, их излучение и мощный звездный ветер постепенно рассеют пылевые столбы в пространстве.

Получить это замечательное изображение стало возможно только благодаря специально спроектированной для телескопа VST 256-мегапиксельной камере OmegaCAM. Фото составлено из изображений, полученных с OmegaCAM в четырех различных цветных светофильтрах, один из которых выделяет красное свечение ионизованного водорода [2].

[1] Сверхновая SN 1987A была первой сверхновой, исследовавшейся современными телескопами и приемниками, и самой яркой после звезды Кеплера, вспыхнувшей в 1604 г. Взрыв SN 1987A был таким мощным, что после ее открытия 23 февраля 1987 г. в течение нескольких месяцев сверхновая сияла, как 100 миллионов Солнц.

[2] Эмиссионная линия H-альфа – красная спектральная линия, которая образуется, когда электрон в атоме водорода теряет энергию. Это происходит с водородом вокруг горячих молодых звезд, когда газ ионизуется их интенсивным ультрафиолетовым излучением и электроны затем рекомбинируют (воссоединяются) с протонами, снова образуя атомы. Способность камеры OmegaCAM регистрировать эту линию позволяет астрономам изучать физику гигантских молекулярных облаков, в которых образуются звезды и планеты.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».