eso1823ru — Фото-релиз

Многоцветный небесный пейзаж

11 июля 2018 г., St.-Petersburg

Новые наблюдения с Очень Большим Телескопом ESO показывают звездное скопление RCW 38 во всей его красе. Это изображение получено во время тестирования камеры HAWK-I в сочетании с системой адаптивной оптики GRAAL. На фото скопление RCW 38 и окружающие его облака ярко светящегося газа видны в мельчайших деталях, с темными волокнами пыли, вьющимися на фоне яркого ядра молодой агломерации звезд.

На снимке: звездное скопление RCW 38. Изображение получено инфракрасной камерой HAWK-I, смонтированной на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в Чили. Работая в инфракрасном диапазоне длин волн, камера HAWK-I способна исследовать заполненные пылью звездные скопления, такие, как RCW 38, обеспечивая возможность регистрировать формирующиеся внутри них скрытые пылью звезды. Изображенное на фото скопление, находящееся на расстоянии около  5500 световых лет от нас в созвездии Парусов (Vela), содержит сотни молодых горячих массивных звезд.

Центральная зона RCW 38 видна на снимке как яркая голубоватая область, населенная многочисленными очень молодыми звездами и протозвездами, которые все еще находятся в процессе образования. Интенсивное излучение, испускаемое новорожденными звездами, заставляет окружающий их газ ярко светиться. Это свечение создает резкий контраст облакам более холодной космической пыли, вьющимся по всему полю и слегка отсвечивающим более темными оттенками красного и оранжевого. В результате перед нами открывается прекрасный космический пейзаж.

Предыдущие изображения этой области, полученные на оптических длинах волн, выглядят совершенно по-другому — из-за присутствия большого количества пыли и газа поле на них гораздо беднее звездами. Именно наблюдения в инфракрасных лучах позволяют нам видеть сквозь пыль, экранирующую свет звезд в оптике, и заглянуть в самое сердце звездного скопления.

Камера HAWK-I ближнего инфракрасного диапазона установлена на четвертом «юните» -- Основном телескопе 4 (Йепун) комплекса VLT. Камера используется для решения целого ряда разнообразных наблюдательных задач: получения изображений близких галактик, обширных туманностей, индивидуальных звезд и экзопланет. GRAAL представляет собой модуль адаптивной оптики, который помогает камере HAWK-I получать столь высококачественные изображения. Для адаптивной компенсации вызванных турбулентностью атмосферных искажений и повышения четкости изображений используются четыре лазерных луча, направленных в ночное небо, при помощи которых в верхней атмосфере зажигаются светящиеся точки: опорные «искусственные звезды».

Снимок получен в ходе выполнения серии тестовых наблюдений — так называемой научной верификации — для HAWK-I и GRAAL. Это тестирование является составной частью процесса приемки в эксплуатацию каждого нового инструмента VLT, и проводится по специально разработанной программе стандартных научных наблюдений, демонстрирующих возможности приемника.

Научным руководителем наблюдательной программы, в рамках которой был получен снимок, была Коралика Музик (Koraljka Muzic, CENTRA, Лиссабонский университет, Португалия). В исследовательскую группу входили Joana Ascenso (CENTRA, университет Порто, Португалия), Amelia Bayo (университет Вальпараисо, Чили), Arjan Bik (Стокгольмский университет, Швеция), Hervé Bouy (Лаборатория астрофизики в Бордо, Франция), Lucas Cieza (университет Диего Порталеса, Чили), Vincent Geers (UKATC, Великобритания), Ray Jayawardhana (Йоркский университет, Канада), Karla Peña Ramírez (университет Антофагасты, Чили), Rainer Schoedel (Институт астрофизики в Андалусии, Испания) и Aleks Scholz (университет Сент-Эндрюс, Великобритания).

Результаты научной верификации камеры HAWK-I с модулем адаптивной оптики GRAAL представлены в статье «HAWK-I GRAAL Science Verification», которая будет опубликована в ежеквартальном журнале ESO The Messenger.

Состав группы научной верификации: Bruno Leibundgut, Pascale Hibon, Harald Kuntschner, Cyrielle Opitom, Jerome Paufique, Monika Petr-Gotzens, Ralf Siebenmorgen, Elena Valenti и Anita Zanella (все: сотрудники ESO).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».