Гамма-Всплески

Одно из самых высокоэнергетических явлений во Вселенной

ESO ObservationsГамма-Всплески (Gamma-Ray Bursts, GRBs) – всплески гамма-излучения высокой энергии, длящиеся от долей секунды до нескольких минут, то есть, в космологическом масштабе мгновенные. Известно, что они происходят на огромных расстояниях от Земли, у границ наблюдаемой Вселенной.

С VLT наблюдалось послесвечение самого удаленного из всех до сих пор известных гамма-всплесков. При его измеренном красном смещении 8.2, свет от этого источника доходит до нас за более, чем 13 000 миллионов лет. Таким образом, мы видим его в момент, когда Вселенной еще не исполнилось и 600 миллионов лет – менее пяти процентов ее нынешнего возраста. При вспышке за несколько секунд должно было выделиться в 300 раз больше энергии, чем Солнце выделит за все время своего существования, т.е. более, чем за 10.000 миллионов лет. Следовательно, гамма-всплески – самые мощные взрывы во Вселенной, если не считать Большого Взрыва (см. пресс-релиз eso0917).

Исследователи уже давно пытаются выяснить природу этих взрывов. Наблюдения показывают, что GRB разделяются на два типа: короткие (короче нескольких секунд) и длинные. Подозревают, что они вызываются двумя различными типами космических явлений.

В 2003 г. астрономы, работавшие на телескопах ESO, сыграли ключевую роль в установлении связи длинных GRB с взрывами массивных звезд – явлением, известным как ‘гиперновая’. Отслеживая излучение такого взрыва в течение целого месяца, ученые показали, что его свойства подобны свойствам излучения взрыва сверхновой, который происходит, когда массивная звезда заканчивает свою эволюцию (см. пресс-релиз eso0318)

В 2005 г. телескопы ESO впервые зарегистрировали оптическое послесвечение короткого гамма-всплеска. Отслеживая его в течение трех недель, астрономы показали, что короткие всплески, в отличие от длинных, не могут быть вызваны вспышками гиперновых. Считается, что они обусловлены выбросами энергии при слиянии нейтронных звезд или черных дыр (см. пресс-релиз eso0541).