Очень Старые Звезды

Определение возраста Вселенной

"Полученные спектры этой сравнительно слабой звезды совершенно великолепны – они такого качества, какого еще совсем недавно можно было ожидать только для звезд, видимых невооруженным глазом. Поэтому линия урана, несмотря на свою слабость, может быть измерена с очень высокой точностью."

Роже Кейрель (Roger Cayrel), Парижская Обсерватория

Астрономы использовали Очень Большой Телескоп VLT, чтобы выполнить уникальные измерения, проложившие путь к независимому определению возраста Вселенной. Они впервые измерили количество радиоактивного изотопа уран-238 в атмосфере звезды, которая родилась, когда наша Галактика, Млечный Путь, еще только формировалась (см. пресс-релиз eso0106).

Урановые «часы» могут помочь измерить возраст звезд по тому же принципу, которым пользуются в археологии при углеродном датировании, но, конечно, на гораздо больших, чем в археологии, временных интервалах. Возраст данной звезды оказался равен 12.5 миллиардов лет. Так как звезда не может быть старше самой Вселенной, возраст Вселенной должен быть еще больше. Эта оценка согласуется с тем, что мы знаем из космологических данных, которые дают значение возраста Вселенной 13.7 миллиарда лет. И эта звезда, и вся наша Галактика должны были образоваться очень скоро после Большого Взрыва.

Еще один результат, полученный на пределе возможностей астрономических методов, проливает свет на «раннее детство» Млечного Пути. Астрономы впервые измерили содержание бериллия в двух звездах, принадлежащих шаровому скоплению. Это позволило им исследовать раннюю фазу звездообразования между рождением самых первых звезд в Млечном Пути и в этом звездном скоплении. Они нашли, что первое поколение звезд в Галактике Млечного Пути должно было сформироваться вскоре после окончания «Темных Веков» -- эпохи, последовавшей за Большим Взрывом и продолжавшейся примерно 200 миллионов лет (см. пресс-релиз eso0425).