ALMA

В поисках нашего космического происхождения

Artist impression of the Atacama large Millimetre Array

Что такое ALMA?

Высоко на плато Чахнантор в Чилийских Андах ESO вместе со своими международными партнерами построили телескоп ALMA — сверхсовременный инструмент для изучения самых холодных объектов во Вселенной. Они излучают на волнах длиной около миллиметра, между инфракрасным светом и радиоволнами; поэтому такое излучение называется миллиметровым и субмиллиметровым. ALMA состоит из 66 высокоточных антенн, расставленных на расстояния до 16 километров. Это глобальное сотрудничество -- крупнейший из существующих наземных астрономических проектов.

Что такое субмиллиметровая астрономия?

Излучение с такой длиной волны приходит от гигантских холодных облаков в межзвездном пространстве, имеющих температуру всего на несколько сотых градуса выше абсолютного нуля, а также от некоторых самых ранних и самых удаленных галактик во Вселенной. Астрономы анализируют это излучение, чтобы составить представление о химических и физических условиях в молекулярных облаках — плотных скоплениях газа и пыли, в которых происходит рождение новых звезд. Из-за обилия пыли, в видимых лучах эти области Вселенной часто выглядят темными, но они ярко светятся в миллиметровой и субмиллиметровой частях спектра.

Почему ALMA строится высоко в Андах?

Миллиметровое и субмиллиметровое излучение открывает окно в загадочную холодную Вселенную, но эти сигналы из космоса почти целиком поглощаются водяным паром в атмосфере Земли. Поэтому телескопы, работающие в этой области астрономии, должны устанавливаться на большой высоте над уровнем моря в местах с низкой влажностью воздуха. Именно таким местом является плато Чахнантор на высоте 5000 м, где расположена одна из самых высокогорных астрономических обсерваторий на Земле.

Место установки ALMA, примерно в 50 км к востоку от Сан Педро де Атакама в северном Чили – одно из самых сухих мест на Земле. Здесь астрономы нашли исключительно благоприятные условия для наблюдений, хоть работа в этой уникальной обсерватории требует от них большой выносливости. Высота плато Чахнантор более, чем на 750 м превосходит высоту обсерваторий на Мауна Ки, и на 2400 м – высоту места установки телескопа VLT на Серро Параналь.

Тур по плато Чахнантор

Кликните по фото, чтобы отправиться в виртуальный тур по плато Чахнантор и его окрестностям

ALMACam LIVE AOS

ALMACam LIVE OSF

Чтобы побывать на телескопе ALMA, см.Media Visits

Artist impression of the Atacama large Millimetre Array

ALMA -- телескоп революционно новой конструкции. Он состоит из 66 высокоточных антенн, рассчитанных на прием излучения с длиной волны от 0.32 до 3.6 мм. Его главная решетка состоит из 50 антенн, каждая по 12 метров в диаметре, действующих как единый телескоп -- интерферометр. Дополнительная компактная решетка включает четыре 12-метровых и двенадцать 7-метровых антенн. Все 66 антенн ALMA могут сочетаться в различных конфигурациях, при этом максимальное расстояние между антеннами может меняться от 150 метров до 16 километров. Таким образом, ALMA будет иметь мощный переменный “зум”. Телескоп сможет зондировать Вселенную на миллиметровых и субмиллиметровых волнах с беспрецедентной чувствительностью и разрешением, при четкости изображений в десять раз лучшей, чем та, которую обеспечивает Космический Телескоп Хаббла. Эти данные и изображения, получаемые с интерферометром VLT, будут дополнять друг друга.

Научные исследования с ALMA

ALMA – самый мощный инструмент для наблюдений холодной Вселенной -- молекулярного газа и пыли, а также реликтового излучения Большого Взрыва. ALMA будет исследовать строительные блоки, из которых создаются звезды, планетные системы, галактики и сама жизнь. Получая детальные изображения звезд и планет, рождающихся в облаках газа вблизи Солнечной системы, и регистрируя удаленные галактики на краю наблюдаемой Вселенной (мы видим их такими, каким они были примерно десять миллиардов лет назад), астрономы смогут ответить на некоторые из глубочайших вопросов, касающихся нашего происхождения и места в космосе.

Торжественное открытие ALMA состоялось в 2013 г., но первые научные наблюдения с частью решетки начались еще в 2011 г. Более подробная информация об этом помещена в пресс-релизе eso1137

Проект ALMA – результат партнерства ученых и правительств Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. В Европе ALMA финансируется ESO, в Северной Америке – Национальным Научным Фондом США (NSF), в кооперации с Национальным Исследовательским Советом Канады (NRC) и Национальным Научным Советом Тайваня (NSC), в Восточной Азии – Национальным Институтом Естественных Наук (NINS) Японии, в кооперации с Academia Sinica (AS) на Тайване. В строительстве и эксплуатации ALMA Европу представляет ESO, Северную Америку – Национальная Радиоастрономическая Обсерватория (NRAO), управляемая компанией Associated Universities, Inc. (AUI), Восточную Азию -- Национальная Астрономическая Обсерватория Японии (NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно возглавляются и управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).

Научные задачи ALMA

Звездообразование, молекулярные облака, ранняя Вселенная.

Еще об обсерватории ALMA

Изображения, полученные с ALMA

Фото ALMA

Другие разделы ALMA Image Archive и ALMA Video Archive доступны в Мультимедийном архиве ESO

Для ученых:более подробную информацию можно получить на наших технических страничках

Посетите веб-сайт Обсерватории ALMA

Пресс-релизы ESO с результатами, полученными на ALMA

фото и видео смотрите в мультимедийном архиве ESO.

Демонстрационное видео «The ALMA Planetarium Show»

"В поисках нашего космического происхождения" – впечатляющее зрелище, представляющее зрителю ALMA, величайший из существующих космических проектов. Узнайте больше на www.cosmicorigins.org.

Трейлер ALMA