E-ELT

Самый большой глаз, когда-либо глядевший в небо

Сверхкрупные Телескопы (Extremely Large Telescopes) сейчас рассматриваются в качестве одного из главнейших приоритетов наземной астрономии. Они необычайно продвинут астрофизические знания, позволяя проводить детальные исследования по различной актуальной тематике: планеты вокруг других звезд, наиболее ранние объекты Вселенной, сверхмассивные черные дыры, природа и распределение темного вещества и темной энергии, доминирующих во Вселенной.

Artist impression of the E-ELTС конца 2005 г. ESO вместе с европейским сообществом астрономов и астрофизиков – пользователей телескопов ESO – разрабатывает концепцию нового гигантского телескопа, который войдет в действие к середине будущего десятилетия. Начиная с 2006 года, более сотни астрономов из всех европейских стран участвуют в проекте, помогая ESO выработать инновационную концепцию, в которой технические параметры, стоимость, режим работы и риски будут тщательно проанализированы и оценены.

Новый инструмент обозначается аббревиатурой E-ELT (European Extremely Large Telescope). Этот телескоп революционно новой для наземных инструментов конструкции будет иметь 39-метровое главное зеркало и станет самым большим телескопом в мире для оптической и ближней ИК области излучения: “величайшим оком человечества, глядящим в небо”.

Научные исследования с E-ELT

Начало регулярной эксплуатации телескопа планируется на начало следующего десятилетия. Мощь E-ELT будет направлена на решение крупнейших научных задач нашего времени. Многое ему предстоит сделать впервые, например, найти Святой Грааль современной наблюдательной астрономии: землеподобные планеты вокруг других звезд, в «зонах обитания», где может существовать жизнь. Он будет также заниматься “звездной археологией” в ближайших галактиках, внесет фундаментальный вклад в космологию, измеряя свойства первых звезд и галактик, определяя природу темного вещества и темной энергии. А главное, астрономы готовятся к неожиданностям — к новым непредвиденным вопросам, которые, конечно, появятся вместе с новыми открытиями, сделанными с E-ELT.

Научные задачи

Универсальный телескоп оптического и ближнего ИК-диапазона с исключительно большой апертурой. Некоторые области исследований: галактики с большим красным смещением, звездообразование, экзопланеты, протопланетные системы.

Live image

Follow Cerro Armazones on this live image taken from Cerro Paranal. It is updated every hour during daytime. Click on it to enlarge.

Live

Для дальнейшего чтения просим воспользоваться следующим указателем содержания:

Watch the trailer

Download this trailer in other formats from the Video Archive.

A Tour of Paranal and Cerro Armazones

Virtual Tour of Paranal and Cerro Armazones

Click on the image to take a Virtual Tour at Paranal and nearby Cerro Armazones.

E-ELT

Name: European Extremely Large Telescope
Site: Cerro Armazones
Enclosure: Hemispherical dome
Type: Optical/near-infrared Giant Segmented Mirror Telescope
Optical design: Five-mirror design — three-mirror on-axis anastigmat + two fold mirrors used for adaptive optics
Diameter. Primary M1: 39 m (798 hexagonal 1.4 m mirror segments)
Material. Primary M1: Not decided yet
Diameter. Secondary M2: 4 m
Material. Secondary M2: Not yet known
Diameter. Tertiary M3: 3.75 m
First Light date: 2024
Adaptive Optics: 2.60 m adaptive M4 using 6 Laser Guide Stars
Images of the E-ELT: Link
Press Releases with the E-ELT: Link

Stars form in dense clouds of the interstellar medium, but even in these densest regions the pressure is comparable to the most tenuous vacuum created in a laboratory on Earth. In these clouds, the temperatures are below -200 degrees Celsius.
The E-ELT will gather 100 000 000 times more light than the human eye, 8 000 000 times more than Galileo's telescope, and 26 times more than a single VLT Unit Telescope. In fact, the E-ELT will gather more light than all of the existing 8–10-metre class telescopes on the planet, combined.