E-ELT

Самый большой глаз, когда-либо глядевший в небо

Сверхкрупные Телескопы (Extremely Large Telescopes) сейчас рассматриваются в качестве одного из главнейших приоритетов наземной астрономии. Они необычайно продвинут астрофизические знания, позволяя проводить детальные исследования по различной актуальной тематике: планеты вокруг других звезд, наиболее ранние объекты Вселенной, сверхмассивные черные дыры, природа и распределение темного вещества и темной энергии, доминирующих во Вселенной.

Artist impression of the E-ELTС конца 2005 г. ESO вместе с европейским сообществом астрономов и астрофизиков – пользователей телескопов ESO – разрабатывает концепцию нового гигантского телескопа, который войдет в действие к середине будущего десятилетия. Начиная с 2006 года, более сотни астрономов из всех европейских стран участвуют в проекте, помогая ESO выработать инновационную концепцию, в которой технические параметры, стоимость, режим работы и риски будут тщательно проанализированы и оценены.

Новый инструмент обозначается аббревиатурой E-ELT (European Extremely Large Telescope). Этот телескоп революционно новой для наземных инструментов конструкции будет иметь 39-метровое главное зеркало и станет самым большим телескопом в мире для оптической и ближней ИК области излучения: “величайшим оком человечества, глядящим в небо”.

Научные исследования с E-ELT

Начало регулярной эксплуатации телескопа планируется на начало следующего десятилетия. Мощь E-ELT будет направлена на решение крупнейших научных задач нашего времени. Многое ему предстоит сделать впервые, например, найти Святой Грааль современной наблюдательной астрономии: землеподобные планеты вокруг других звезд, в «зонах обитания», где может существовать жизнь. Он будет также заниматься “звездной археологией” в ближайших галактиках, внесет фундаментальный вклад в космологию, измеряя свойства первых звезд и галактик, определяя природу темного вещества и темной энергии. А главное, астрономы готовятся к неожиданностям — к новым непредвиденным вопросам, которые, конечно, появятся вместе с новыми открытиями, сделанными с E-ELT.

Научные задачи

Универсальный телескоп оптического и ближнего ИК-диапазона с исключительно большой апертурой. Некоторые области исследований: галактики с большим красным смещением, звездообразование, экзопланеты, протопланетные системы.

Для дальнейшего чтения просим воспользоваться следующим указателем содержания:

Чтобы узнать все (или почти все) об этом волнующем и смелом техническом проекте, смотрите подробности на веб-страницах E-ELT.

Другие фото и видео можно найти в мультимедийном архиве ESO.