ELT

Самый большой глаз, когда-либо глядевший в небо

Сверхгигантские телескопы сейчас рассматриваются в качестве одного из главнейших приоритетов наземной астрономии. Они необычайно продвинут астрофизические знания, позволяя проводить детальные исследования по различной актуальной тематике: планеты вокруг других звезд, наиболее ранние объекты Вселенной, сверхмассивные черные дыры, природа и распределение темного вещества и темной энергии, доминирующих во Вселенной.

Artist impression of the ELTС конца 2005 г. ESO вместе с европейским астрономическим сообществом и промышленностью разрабатывает концепцию нового гигантского телескопа.

Новый инструмент обозначается аббревиатурой ELT (Extremely Large Telescope). Этот телескоп революционно новой для наземных инструментов конструкции будет иметь 39-метровое главное зеркало и станет самым большим телескопом в мире для оптической и ближней ИК области излучения: “величайшим оком человечества, глядящим в небо”.

Программа ELT принята в 2012 г., а в конце 2014 г. официально объявлено о начале строительства телескопа. В мае 2017 г. на церемонию закладки первого камня в фундамент будущего телескопа приехал президент Чили.  Первые наблюдения планируются на 2024 год.

Последние новости и пресс-релизы о строительстве ELT можно найти по этой ссылке.

Научные исследования с ELT

Начало регулярной эксплуатации телескопа планируется на начало следующего десятилетия. Мощь ELT будет направлена на решение крупнейших научных задач нашего времени. Многое ему предстоит сделать впервые, например, найти Святой Грааль современной наблюдательной астрономии: землеподобные планеты вокруг других звезд, в «зонах обитания», где может существовать жизнь. Он будет также заниматься “звездной археологией” в ближайших галактиках, внесет фундаментальный вклад в космологию, измеряя свойства первых звезд и галактик, определяя природу темного вещества и темной энергии. А главное, астрономы готовятся к неожиданностям — к новым непредвиденным вопросам, которые, конечно, появятся вместе с новыми открытиями, сделанными с ELT.

Научные задачи

Универсальный телескоп оптического и ближнего ИК-диапазона с исключительно большой апертурой. Некоторые области исследований: галактики с большим красным смещением, звездообразование, экзопланеты, протопланетные системы.

Живое изображение

Смотрите на Серро Армазонес в реальном времени с соседней вершины Серро Паранал. Картинка обновляется каждый час в дневное время. Кликните для увеличения.

Webcam | 24 Nov 2015 23:00 CET
Last image before nightfall

Еще о ELT:

Смотрите трейлер

00:00

Загружайте этот трейлер в других форматах с нашего Video Archive.

Экскурсия по вершинам Паранал и Серо Армазонес

Virtual Tour of Paranal and Cerro Armazones

Кликните по картинке и отправляйтесь в Виртуальный Тур на Параналь и Серро Армазонес

ELT

Name: Чрезвычайно Большой Телескоп
Место установки: Серро Армазонес
Высота: 3046 м
Башня: Полусферический купол
Тип: Гигантский телескоп оптического и ближнего инфракрасного диапазона с сегментированным зеркалом
Обтическая схема: Пятизеркальная схема: трехзеркальный осевой анастигмат + два гибких зеркала для адаптивной оптики
Диаметр Главного зеркала M1: 39 м (798 шестиугольных зеркальных сегментов диаметром 1.4 м)
Материал Главного зеркала M1: Zerodur®
Диаметр вторичного зеркала M2: 4 м
Материал вторичного зеркала M2: Zerodur®
Диаметр третьего зеркала M3: 3.75 м
Монтировка: Альтазимутальная
Дата первых наблюдений: 2024
Активная оптика: Да
Адаптивная оптика: 2.60-м адаптивное зеркало M4 с использованием шести лазерных искусственных звезд
Фото ELT: Link
Пресс-релизы по ELT: Link

Знаете ли вы...,
...что звезды образуются в плотных межзвездных облаках, но даже в самых плотных из этих областей давление сравнимо с самым глубоким вакуумом, который может быть создан в земной лаборатории. Температура внутри этих облаков ниже -200 градусов Цельсия.