ELT

Самый большой глаз, когда-либо глядевший в небо

Сверхгигантские телескопы сейчас рассматриваются в качестве одного из главнейших приоритетов наземной астрономии. Они необычайно продвинут астрофизические знания, позволяя проводить детальные исследования по различной актуальной тематике: планеты вокруг других звезд, наиболее ранние объекты Вселенной, сверхмассивные черные дыры, природа и распределение темного вещества и темной энергии, доминирующих во Вселенной.

Artist impression of the ELTС конца 2005 г. ESO вместе с европейским астрономическим сообществом и промышленностью разрабатывает концепцию нового гигантского телескопа.

Новый инструмент обозначается аббревиатурой ELT (Extremely Large Telescope). Этот телескоп революционно новой для наземных инструментов конструкции будет иметь 39-метровое главное зеркало и станет самым большим телескопом в мире для оптической и ближней ИК области излучения: “величайшим оком человечества, глядящим в небо”.

Программа ELT принята в 2012 г., а в конце 2014 г. официально объявлено о начале строительства телескопа. Первые наблюдения планируются на 2024 год.

Научные исследования с ELT

Начало регулярной эксплуатации телескопа планируется на начало следующего десятилетия. Мощь ELT будет направлена на решение крупнейших научных задач нашего времени. Многое ему предстоит сделать впервые, например, найти Святой Грааль современной наблюдательной астрономии: землеподобные планеты вокруг других звезд, в «зонах обитания», где может существовать жизнь. Он будет также заниматься “звездной археологией” в ближайших галактиках, внесет фундаментальный вклад в космологию, измеряя свойства первых звезд и галактик, определяя природу темного вещества и темной энергии. А главное, астрономы готовятся к неожиданностям — к новым непредвиденным вопросам, которые, конечно, появятся вместе с новыми открытиями, сделанными с ELT.

Научные задачи

Универсальный телескоп оптического и ближнего ИК-диапазона с исключительно большой апертурой. Некоторые области исследований: галактики с большим красным смещением, звездообразование, экзопланеты, протопланетные системы.

Живое изображение

Смотрите на Серро Армазонес в реальном времени с соседней вершины Серро Паранал. Картинка обновляется каждый час в дневное время. Кликните для увеличения.

Webcam | 24 Nov 2015 23:00 CET
Last image before nightfall

Еще о ELT:

Смотрите трейлер

00:00

Загружайте этот трейлер в других форматах с нашего Video Archive.

Экскурсия по вершинам Паранал и Серо Армазонес

Virtual Tour of Paranal and Cerro Armazones

Click on the image to take a Virtual Tour at Paranal and nearby Cerro Armazones.

ELT

Name: Extremely Large Telescope
Site: Cerro Armazones
Enclosure: Hemispherical dome
Type: Optical/near-infrared Giant Segmented Mirror Telescope
Optical design: Five-mirror design — three-mirror on-axis anastigmat + two fold mirrors used for adaptive optics
Diameter. Primary M1: 39 m (798 hexagonal 1.4 m mirror segments)
Material. Primary M1: Not decided yet
Diameter. Secondary M2: 4 m
Material. Secondary M2: Not yet known
Diameter. Tertiary M3: 3.75 m
First Light date: 2024
Adaptive Optics: 2.60 m adaptive M4 using 6 Laser Guide Stars
Images of the ELT: Link
Press Releases with the ELT: Link

Знаете ли вы, что...
звезды образуются в плотных межзвездных облаках, но даже в самых плотных из этих областей давление сравнимо с самым глубоким вакуумом, который может быть создан в земной лаборатории. Температура внутри этих облаков ниже -200 градусов Цельсия.