ann14065-ru — Объявление

У телескопа ALMA открываются новые возможности для наблюдений на коротких волнах

10 сентября 2014 г.

Достигнута важная веха на пути расширения возможностей телескопа ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в области субмиллиметровых волн, которые несут информацию о холодной и темной Вселенной на ранних стадиях ее существования.

Кроме того, что это достижение открывает телескопу ALMA совершенно новое окно во Вселенную, оно также представляет собой критический этап процесса ввода телескопа в эксплуатацию, после чего он сможет полностью реализовать свой огромный потенциал и открыть его для использования международным астрономическим сообществом.

Демонстрируя новые возможности инструмента, группа по проведению пусконаладочных работ на телескопе публикует новое изображение планеты Уран в субмиллиметровом диапазоне. Это изображение получено с самыми коротковолновыми приемниками ALMA – так называемыми приемниками «Полосы 10» (Band 10). На снимке в условных цветах видно голубоватое свечение атмосферы Урана, температура которой может опускаться до -224 C (у этой планеты самая холодная атмосфера во всей Солнечной системе). Теперь, используя более широкие возможности приемников ALMA, астрономы-планетологи могут отслеживать и изучать изменения температуры на различных высотах над облачным покровом в атмосфере Урана и других планет-гигантов Солнечной системы.

Возглавляющий эти работы астроном Сатоко Такахаши (Satoko Takahashi) из Национальной астрономической обсерватории Японии сказал: "Прежде, чем астрономы смогли воспользоваться новыми возможностями телескопа в коротковолновой области, нам пришлось подвергнуть его системы тщательной настройке и тестированию, разработать наблюдательные стратегии, дающие наилучшие, наиболее точные результаты. Вот почему весь процесс пусконаладочных работ так важен для успешной эксплуатации ALMA".

Антенная решетка ALMA ведет наблюдения космических объектов с помощью ряда высокоточных приемников, установленных на каждой из 66 антенн решетки. Каждый тип приемника чувствителен к отдельной "полосе" или диапазону длин волн электромагнитного спектра. Приемники самой коротковолновой «Полосы 10» уже установлены и протестированы на большинстве антенн ALMA; в течение ближайших месяцев ими будут оборудованы и все остальные антенны.

Чтобы полностью использовать новые возможности ALMA в коротковолновой области, пусконаладочная группа разработала две новых методики наблюдений. Они позволили намного увеличить время, в течение которого ALMA исследует Вселенную в этом диапазоне.

Первая методика «межполосного перехода» (band to band transfer) позволяет телескопу вести наблюдения на коротких волнах при неоптимальных погодных условиях. Объект сперва наблюдается на более длинных волнах, а затем эти данные используются для калибровки коротковолновых данных.

В соответствии с другой методикой объект сначала наблюдается в очень широкой полосе длин волн с последующей настройкой на более узкую коротковолновую полосу. При огромной чувствительности и гибкости телескопа ALMA эти методы открывают доступ к наблюдениям многих холодных областей и объектов, сейчас доступных только на более длинных волнах. Комбинируя эти методики, можно выполнить намного больше коротковолновых наблюдений.

Группы исследователей по всему миру готовятся приступить к наблюдениям на телескопе ALMA. Они воспользуются новыми методиками наблюдений и продолжат разработку оптимальных стратегий использования ALMA на коротких волнах.

ALMA (Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая Решетка -- The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, продукт партнерства ученых Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. Строительство и эксплуатацию ALMA ведут от Европы ESO, от Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (NRAO), и от Восточной Азии Национальная астрономическая обсерватория Японии (NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).

Международная группа по проведению пусконаладочных работ для проведения высокочастотных наблюдений (High Frequency Observing Campaign) работала под руководством Сатоко Такахаши (Satoko Takasashi) из Национальной астрономической обсерватории Японии – организации, которая представляет в консорциуме ALMA Восточную Азию – и Энтони Ремайджана (Anthony Remijan) из Национальной радиоастрономической обсерватории, занимающего пост руководителя программ расширения возможностей и оптимизации ALMA (ALMA Program Scientist for Extension and Optimization of Capabilities). Другими членами группы были Catherine Vlahakis, Neil Philips, Denis Barkats, Bill Dent (JAO/ESO), Ed Fomalont, Brian Mason, Jennifer Donovan Meyer (NRAO); Violette Impellizzeri, Paulo Cortes, Christian Lopez (JAO/NRAO); Christine Wilson (NRAO/McMaster University); Seiji Kameno, Tsyuoshi Sawada (JAO/NAOJ); Tim Van Kempen, Luke Maud & Remo Tilanus (Leiden); Robert Lucas (Grenoble); Richard Hills (Cambridge); James Chibueze, Hiroshi Nagai, Shinya Komugi (NAOJ).