ann14072-ru — Объявление

ESO подписала соглашение о строительстве приемника MOONS

26 сентября 2014 г.

ESO подписала с консорциумом, который возглавляет UK Astronomy Technology Centre (UK ATC – Центр астрономической техники Великобритании), договор о строительстве уникального приемника MOONS для Очень Большого Телескопа (ESO VLT). С помощью MOONS астрономы будут решать центральные задачи современной астрономии: исследовать структуру Млечного Пути, прослеживать пути формирования и развития звезд и галактик. Новый приемник рассчитывается на эксплуатацию в течение десяти лет; планируется, что за это время с его помощью будут выполнены наблюдения примерно десяти миллионов объектов.

Аббревиатура MOONS [1] означает Multi-Object Optical and Near-infrared Spectrograph (многообъектный спектрограф для оптического и инфракрасного диапазона). Инструмент будет иметь большое поле зрения и до тысячи волоконно-оптических каналов, что позволит ему одновременно анализировать видимое и инфракрасное излучение многих объектов. В сочетании с мощью телескопа VLT уникальные качества MOONS позволят изучать формирование и эволюцию галактик на протяжении большей части истории Вселенной [2].

Кроме исследований удаленных областей Вселенной параметры MOONS в инфракрасной области спектра дадут возможность изучать плотно закрытые облаками пыли участки балджа нашей Галактики. С новым приемником (опять-таки, принципиально важным является его комбинация с VLT) звезды внутри Млечного Пути будут наблюдаться на расстояниях до 40 000 световых лет. Это означает, что балдж и диск Галактики будут видны практически насквозь. В результате можно будет построить трехмерную карту Галактики и получить ясное представление о ее структуре [3].

В 2010 г. ESO объявило о приеме предложений от астрономического сообщества о параметрах нового спектрометра с большим полем. После этого, в 2013 году, для проектно-конструкторской разработки были отобраны две концепции нового инструмента: MOONS (Multi-Object Optical and Near-infrared Spectrograph) и 4MOST (4-metre Multi-Object Spectroscopic Telescope – 4-метровый многообъектный спектроскопический телескоп). Начало эксплуатации MOONS намечено на 2018, а 4MOST – на 2019 год.

Приемник MOONS станет важнейшим средством для продолжения в спектроскопическом аспекте таких проектов, как Gaia (миссия Европейского Космического Агентства) (ESA), а также других наземных обзоров неба в оптическом и ближнем ИК-диапазонах (VISTAUKIDSS, VSTPan-STARRS, Dark Energy SurveyLSST), да и на других длинах волн (ALMAHerscheleRositaLOFARWISEASKAP). Таким образом, будет ликвидирован критический пробел в астрономических данных, что в особенности относится к ближней ИК-области.

MOONS сыграет важную роль и в рамках недавно одобренного проекта миссии ESA “Euclid”. Новый приемник покрывает тот же спектральный диапазон, что и будущие космические наблюдения, и, следовательно, может быть использован для калибровки. Инструмент послужит прекрасным дополнением к уже ведущимся и планируемым обзорам, включая новый большой общедоступный спектроскопический обзор Gaia–ESO [4], в котором оптическая спектроскопия выполняется приемниками FLAMES и VIMOS.

[1] В консорциум, работающий над проектом MOONS, входят ученые и инженеры из Научно-технического Совета Британского Центра астрономической техники (Science and Technology Facilities Council -– UK Astronomy Technology Centre), Королевская обсерватория, Эдинбург, Великобритания (ведущее учреждение), а также из CAAUL, Лиссабонской астрономической обсерватории и Центра астрономии и астрофизики Лиссабонского университета (Португалия); GEPI, Парижской обсерватории (Франция); INAF -- Арчетри, Болонья и Рим, Астрофизической обсерватории Арчетри, Флоренция (Италия); AIUC, Центра астроинженерии, Папского католического университета Чили, Сантьяго (Чили); Кэвендишской лаборатории Кембриджского университета (Великобритания); ETH Zürich, Астрономического института, Женевского университета и его астрономической обсерватории, Соверни (Швейцария) и ESO.

[2] Исключительная научная потребность в создании широкоугольного спектрометра, который мог бы наблюдать много объектов одновременно, как в видимом, так и в ближнем ИК диапазонах длин волн, существует уже много лет и была сформулирована как приоритетная в подробном долгосрочном плане развития европейской астрономии ASTRONET. Такой инструмент рассматривается как насущно необходимый для дополнения и развития существующих широкоугольных обзоров неба.

План ASTRONET был разработан группой европейских фондов как механизм стратегического планирования развития астрономии в Европе. Его публикация создала объединенную научную платформу и инфраструктурный перспективный план для движения в этом направлении.

[3] Трудность этой задачи становится ясной, если вспомнить, что Земля расположена внутри диска Млечного Пути, и составление такой карты похоже на составление плана леса путником, находящимся в его гуще.

[4] Gaia-ESO – общедоступный спектроскопический обзор ESO, целью которого является наблюдение более 100 000 звезд с оптическим мультиволоконным спектрографом FLAMES. Этими наблюдениями систематически покрываются все главные компоненты Млечного Пути, от гало до областей звездообразования.