ann15010-ru — Объявление

Первые натурные испытания («первый свет») совместного технического проекта лазерной искусственной звезды (Laser Guide Star)

10 февраля 2015 г.

Коллектив астрономов и инженеров из ESO, Института астрофизики на Канарах IAC (Instituto de Astrofísica de Canarias), Большого Канарского телескопа GTC (Gran Telescopio Canarias) и INAF -- Римской астрономической обсерватории успешно провели натурные испытания и приняли в эксплуатацию систему лазерной искусственной звезды ESO Wendelstein Laser Guide Star system [1]. Испытания проводились в Обсерватории дель Тейде (IAC) на о.Тенерифе (Испания).

В соответствии с соглашением, подписанным в апреле 2014 г. между ESO и IAC, в обсерватории Тейде была создана необходимая для эксперимента инфраструктура. Группа провела установку и приемо-сдаточные испытания лазерного блока системы ESO Wendelstein Laser Guide Star, приемной аппаратуры и программного обеспечения для автоматизированных наблюдений.

Предметом совместных работ являются научные и опытно-конструкторские исследования, направленные на оптимизацию уровня яркости искусственной звезды, которая находится в верхних слоях атмосферы, причем особое внимание уделяется влиянию геомагнитного поля на качество работы аппаратуры.

В экспериментальной установке используется волоконно-оптическая лазерная техника, разработанная в ESO. На ее основе создан 20-ваттный лазер с непрерывной накачкой, в котором предусмотрена переменность таких параметров, как частота, спектральные линии излучения, ширина линий, поляризация и интенсивность излучения. Установка создает лазерные искусственные звезды автоматически после установки параметров лазера и наведения. Наблюдательная программа начнется в феврале 2015 г. и будет выполняться в течение недели ежеквартально на протяжении 15 месяцев.

Эта работа является составной частью научно-исследовательской и опытно-конструкторской программы по созданию более крупной установки лазерной искусственной звезды и адаптивно-оптической системы, выполняемой ESO в сотрудничестве с институтами и компаниями стран-участниц, в связи с современными и будущими проектами больших телескопов, в том числе проекта E-ELT (European Extremely Large Telescope). Эти эксперименты являются также шагом к разработке установки лазерной искусственной звезды для GTC. Они могут использоваться и для усовершенствования и модернизации существующих систем на других телескопах, таких как Большой Бинокулярный телескоп (Large Binocular Telescope).

[1] Лазерные искусственной звезды являются составной частью адаптивно-оптических систем, которые компенсируют искажения, вносимые в наземные астрономические наблюдения атмосферной турбулентностью. Искусственная звезда создается в небе лучом мощного лазера и используется как опорный источник света для такой коррекции. В результате достигается в принципе столь же высокая четкость астрономических изображений, какую дал бы тот же телескоп, выведенный в космос.