ann15028-ru — Объявление

Изображения, полученные на ALMA при максимальном разносе антенн

7 апреля 2015 г.

Изображения с рекордным разрешением были недавно получены на ALMA. В качестве объектов были выбраны почти идеально круглое «кольцо Эйнштейна», результат гравитационного линзирования далекой галактики, и поверхность астероида Юнона. Эти впечатляющие снимки были получены в конце 2014 года в ходе выполнения программы наблюдений с длинной базой (ALMA Long Baseline Campaign). В процессе выполнения программы была успешно протестирована и подтверждена способность ALMA достичь рекордного разрешения. Антенны ALMA были при этом разнесены на предельное расстояние друг от друга: до 15 километров.

Для ALMA Long Baseline Campaign были выбраны пять объектов. В их число входили протопланетный диск HL Тельца, гравитационно линзированная галактика SDP.81, астероид Юнона, звезда Мира Кита и квазар 3C138. Журнал The Astrophysical Journal Letters опубликовал по материалам этих наблюдений четыре научных статьи, написанных представителями международного коллектива ученых ALMA Partnership.

SDP.81 – галактика с активным звездообразованием, наблюдаемая в то время, когда возраст Вселенной составлял всего 15 процентов от нынешнего. Она гравитационно линзирована массивной галактикой, расположенной на луче зрения гораздо ближе к нам: на расстоянии «всего» в четыре миллиарда световых лет. В результате линзирования получилось почти идеальное «кольцо Эйнштейна». Разрешение, достигнутое для этого объекта с ALMA при применении длинной базы, превосходит полученное со всеми другими наблюдавшими его телескопами, включая Космический телескоп Хаббла NASA/ESA. При таком разрешении выявляется множество деталей тонкой структуры объекта, которых раньше не было видно.

Второй тест-объект гораздо более близкий. Серия изображений, полученных на ALMA, обеспечила беспрецедентно подробную картину поверхности астероида Юнона, одного из крупнейших в главном поясе астероидов Солнечной системы. Соединенные в короткий анимационный фильм, эти изображения высокого разрешения позволяют видеть вращение астероида.

Полная продолжительность наблюдений Юноны на ALMA составила четыре часа. В это время астероид находился от Земли на расстоянии около 295 миллионов километров. Достигнутое разрешение намного превысило то, которое было получено при более ранних наблюдениях на тех же длинах волн. Такого разрешения вполне достаточно для точного определения неправильной формы астероида и анализа деталей его поверхности.

Пять тест-объектов были отобраны с целью максимально полно продемонстрировать научный потенциал ALMA, крупнейшего в мире наземного астрономического инструмента, в его наиболее пространственно протяженной конфигурации.