ann15068-ru — Объявление

Подписан договор о создании камеры MICADO для телескопа E-ELT

18 сентября 2015 г.

В ESO подписано соглашение с консорциумом европейских институтов [1] о проектировании и строительстве камеры прямых снимков MICADO (Multi-AO Imaging Camera for Deep Observations) – одного из первых приемников для строящегося сверхтелескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope). MICADO станет первой специализированной камерой нового сверхгигантского телескопа. Этот инструмент поднимет на новый уровень технику адаптивной оптики.

На церемонии, состоявшейся в штаб-квартире ESO 18 сентября 2015 года, соглашение подписали Райнхард Генцель (Reinhard Genzel), директор Института внеземной физики Макса Планка (Max-Planck-Institut für extraterrestrische Physik), представитель консорциума, и Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), генеральный директор ESO. Присутствовал руководитель проекта MICADO (Principal Investigator) Рик Дэвис (Ric Davies).

MICADO обеспечит телескоп E-ELT возможностью получать изображения диффракционного качества в ближнем инфракрасном диапазоне спектра. Требования к конструкции MICADO вытекают из условий высокой чувствительности и разрешения, астрометрической точности и возможности выполнения спектроскопии в широком диапазоне длин волн.

Конструкция приемника MICADO оптимизирована для использования его совместно с системой адаптивной оптики MAORY (Multi-conjugate Adaptive Optics RelaY), нового адаптивно-оптического модуля с лазерной искусственной звездой, разработанного для E-ELT. Однако, новая камера может работать и в других модах адаптивной оптики.

MICADO позволит реализовать полное разрешение нового сверхтелескопа, что станет огромным шагом вперед во многих областях астрономических исследований: получении детальных изображений структуры галактик с высоким красным смещением, исследовании индивидуальных звезд в близких галактиках. В коронографической моде можно будет открывать и исследовать экзопланеты. MICADO также станет уникальным инструментом изучения областей с исключительно высокими гравитационными воздействиями, таких, как окрестности сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики Млечного Пути.

В дополнение к основной моде прямых изображений, MICADO располагает однощелевым спектрографом, идеально подходящим для получения спектров компактных объектов. Это важно для многих астрономических задач, таких, как измерение масс центральных черных дыр в близких галактиках по скоростям звезд в их окрестностях или наблюдения галактик с высокими красными смещениями для определения их возраста, химического состава и истории. С приемником можно будет также получать спектры сверхновых из первого поколения массивных звезд во Вселенной.

[1] Консорциум MICADO: MPE: Max-Planck-Institut für extraterrestrische Physik (Германия); MPIA: Max-Planck-Institut für Astronomie (Германия); USM: Universitäts-Sternwarte München (Германия); IAG: Georg-August-Universität Göttingen/Georg-August-Universität; Göttingen Stiftung Öffentlichen Rechts (Институт-исполнитель: Institute for Astrophysics) (Германия); NOVA: Netherlands Research School for Astronomy (Nederlandse Onderzoekschool voor de Astronomie) (Нидерланды); CNRS/INSU: Centre National de la Recherche Scientifique/Institut National des Sciences de l’Univers (LESIA, GEPI and IPAG) (Франция); A*: Партнерство институтов Австрии, коллективным представителем которого является Венский университет (в состав A*-партнерства входят университеты в Вене, Инсбруке, Граце, Линце и RICAM Linz [Академия наук Австрии; INAF-OAPD: Национальный институт астрофизики и обсерватория в Падуе (Италия).