ann15070-ru — Объявление

Подписан договор о создании приемника HARMONI для E-ELT

23 сентября 2015 г.

В ESO подписано соглашение с международным консорциумом институтов [1] о проектировании и строительстве приемника HARMONI для сверхтелескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope).

22 сентября 2015 года на церемонии, проходившей в Институте математики Оксфордского университета (Великобритания), договор подписали от консорциума -- Грэм Блер (Grahame Blair), исполнительный директор программ (Science and Technology Facilities Council), от ESO – Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), генеральный директор ESO. Присутствовали также Патрик Роше (Patrick Roche), президент Совета ESO, и Ниранджан Фатте (Niranjan Thatte), ответственный исполнитель проекта HARMONI.

Монолитный спектрограф интегрального поля высокого разрешения для оптического и ближнего инфракрасного диапазона HARMONI (High Angular Resolution Monolithic Optical and Near-infrared Integral field spectrograph) станет одним из первых инструментов для строящегося гигантского телескопа. Он будет основным рабочим инструментом для спектроскопии видимого и ближнего инфракрасного диапазона, в интервале длин волн 0.5–2.4 µm. Приемник сможет работать как в сочетании с различными системами адаптивной оптики, так и без использования адаптивной оптики. Он будет дополнять камеру MICADO -- основной инструмент для прямых снимков.

HARMONI -- спектрограф интегрального поля, с которым можно будет получать более 30 000 спектров астрономического объекта одновременно. Конструкция инструмента сделает его легким в калибровке и управлении, работающим в режиме "point-and-shoot" («наводись и снимай»). Спектрограф позволит в полной мере использовать гигантскую мощь нового телескопа с самого начала его эксплуатации.

Колоссальная светособирающая способность и пространственное разрешение 39-метрового E-ELT определят основные задачи для нового приемника: HARMONI будет исследовать галактики ранней Вселенной, состав области Вселенной, окружающей нашу Галактику, детальные физические характеристики экзопланет. Новый приемник будет иметь целый набор возможных масштабов изображения, широкий диапазон разрешающей способности, полей зрения и волновых интервалов. Например, для ярких объектов можно будет использовать высокое спектральное разрешение, а для слабых и удаленных – высокую чувствительность.

Проект HARMONI представляет собой результат обширных исследовательских работ, которые ведутся уже несколько лет как в ESO, так и во всем астрономическом сообществе. В частности, в ESO у истоков проектирования инструментов для E-ELT стоял Сандро Д’Одорико (Sandro D'Odorico). HARMONI также продолжает уже сформировавшийся ряд интегральных полевых спектрографов на основе адаптивной оптики как для ближней инфракрасной области  (SINFONI), так и для видимых лучей (MUSE) – высокоэффективных приемников для телескопа VLT.

[1] В Консорциум по проектированию и строительству HARMONI входят: Оксфордский университет (Великобритания), Британский Центр астрономической техники (UK Astronomy Technology Centre), Центр астрофизических исследований в Лионе (Centre de Recherche Astrophysique de Lyon, Франция), Астрофизическая лаборатория в Марселе (Laboratoire d'Astrophysique de Marseille, Франция), Институт астрофизики на Канарах (Instituto de Astrofísica de Canarias, Испания) и Астробиологический центр Национального института аэрокосмической техники (Centro de Astrobiología Instituto Nacional de Técnica Aeroespacial, Испания).