ann15073-ru — Объявление

Подписан договор о создании преемника METIS для телескопа E-ELT

28 сентября 2015 г.

В ESO подписано соглашение с консорциумом европейских институтов [1] о проектировании и строительстве приемника METIS -- инфракрасной камеры и спектрографа для строящегося сверхтелескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope).

На церемонии, состоявшейся 28 сентября 2015 г. в клубе факультета естественных наук Лейденского университета в Нидерландах, договор подписали: Виллем те Беест (H. W. (Willem) te Beest), вице-президент Исполнительного комитета Лейденского университета (представитель консорциума) и Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), Генеральный директор ESO.

На церемонии присутствовали также Бернхард Брандль (Bernhard Brandl), научный руководитель проекта METIS, руководители всех научных коллективов, участвующих в проекте, и представители всех партнеров консорциума.

METIS – один из первых инструментов будущего телескопа E-ELT. Его задачи: получение прямых изображений и спектроскопия среднего разрешения в диапазоне длин волн 3–19 микрон, а также интегральная полевая спектроскопия высокого разрешения в диапазоне длин волн 3–5.3 микрон. На первой стадии работы E-ELT METIS будет единственным приемником для длинноволновой части среднего инфракрасного диапазона. Наряду с ним в первый комплект приемников сверхгигантского телескопа войдут камера MICADO и спектрограф HARMONI.

В сочетании с колоссальной светособирающей способностью и разрешением E-ELT инструмент METIS должен обеспечить выдающиеся достижения во многих областях астрономических исследований: изучении протопланетных дисков, образования планет, детальных исследованиях свойств экзопланет, а также истории образования и развития Солнечной системы. METIS будет использоваться в работах, связанных со сверхмассивными черными дырами и с активным звездообразованием в галактиках ранней Вселенной.

Концепция инструмента METIS, как и других строящихся приемников E-ELT, строится на идеях, много лет разрабатывавшихся в ESO и в астрономическом сообществе. Этот приемник продолжает серию более ранних инструментов ESO среднего инфракрасного диапазона, таких, как VISIR и CRIRES.

В древнегреческой мифологии Метис – первая супруга Зевса, мать Афины, богини мудрости.

[1] В консорциум входят: Nederlandse Onderzoekschool Voor Astronomie (NOVA) и Лейденский университет (Нидерланды), Общество Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft) и его Институт астрономии MPIA (Max-Planck-Institut für Astronomie, Германия), Центр астрономической техники Великобритании UKATC (UK Astronomy Technology Centre), Левенский Католический университет (Бельгия), CEA Saclay (Франция), ETH Zürich (Швейцария), A*-консорциум и Венский университет (Австрия).