ann15074-ru — Объявление

Рок-звезда и астрофизик Брайан Мэй на Паранале

30 сентября 2015 г.

28 и 29 сентября 2015 года в обсерваторию ESO Паранал приехал весьма необычный гость— британский рок-гитарист, певец, композитор и к тому же астрофизик Брайан Мэй (Brian May).

Немногие знают, что Брайан Мэй, ведущий гитарист легендарной рок-группы Queen, — профессиональный астроном, имеющий ученую степень PhD по астрофизике, научный сотрудник космической миссии NASA New Horizons, космического аппарата, который в июле 2015 года пролетел мимо Плутона.

Вот ESO и решила пригласить Брайана на Паранал, когда во время тура группы Queen по Южной Америке он вместе с ударником Роджером Тейлором (Roger Taylor) и американским певцом Адамом Ламбертом (Adam Lambert) оказался в Сантьяго, столице Чили.

Обсерватория ESO Паранал (Paranal Observatory) расположена в 130 километрах к югу от города Антофагаста, в безводной пустыне Атакама. Здесь установлены четыре гигантских «юнита» - 8.2-метровых Базовых телескопа и четыре 1.8-метровых Вспомогательных телескопа, составляющих комплекс Очень Большого Телескопа ESO (Very Large Telescope). Паранал – одно из лучших на Земле мест для астрономических наблюдений.

Брайан Мэй побывал на вершине Серро Паранал, осмотрел телескопы VLT и переночевал в знаменитом отеле Residencia, где размещается персонал обсерватории и астрономы-визитеры.

В помещении Центрального пульта управления VLT астрономы, ведущие наблюдения, приветствовали гитариста как уважаемого коллегу. Вечерняя программа наблюдений в понедельник включала получение изображений астероида, названного именем гостя, планеты Плутон и знаменитой туманности «Столпы Творения» (Pillars of Creation).

Мэй получил докторскую степень (PhD) по астрофизике в лондонском Imperial College. Его диссертация (которую он писал 30 лет!) была посвящена свойствам зодиакального света, туманного диффузного светового конуса, образованного рассеянием света на пылинках, концентрирующихся в плоскости эклиптики – плоскости, в которой лежат орбиты планет Солнечной системы. Зодиакальный свет виден на западе сразу после заката или на востоке перед самым восходом солнца. В темную и безоблачную ночь на Паранале создаются лучшие на всем земном шаре условия для наблюдения этого явления. И конечно, в ночь, когда Брайан Мэй приехал в обсерваторию, в коротенький промежуток между закатом и восходом Луны, наблюдатели на Паранале увидели и сфотографировали вечерний зодиакальный свет.