ann15089-ru — Объявление

Блоки лазерных искусственных звезд приняты в эксплуатацию и отправлены в Чили

Устройство, состоящее из четырех «искусственных звезд» прошло контрольное тестирование

27 ноября 2015 г.

Все четыре блока лазерных искусственных звезд, которые входят в состав Four Laser Guide Star Facility — основной части Системы адаптивной оптики AOF (Adaptive Optics Facility) Очень Большого Телескопа ESO, приняты в эксплуатацию и сейчас отправляются в Чили. Сделан большой шаг к превращению четвертого «юнита» VLT (Unit Telescope 4) в полностью адаптивных телескоп со значительно повышенным качеством изображения.

Система адаптивной оптики посредством специальных датчиков анализирует параметры атмосферной турбулентности. Затем другой элемент системы - деформируемое зеркало корректирует искажения оптического изображения, вызванные турбулентностью в атмосфере. Для того, чтобы эта процедура стала возможной, необходим яркий звездообразный источник света, находящийся в исследуемой области неба, так как для каждого участка неба параметры турбулентности индивидуальны.

Шанс найти в исследуемом поле естественную яркую звезду крайне мал. Поэтому, чтобы сделать коррекцию атмосферных искажений возможной в любой точке неба, используется так называемая искусственная звезда. Яркая точка в небе создается мощным лазерным лучом, посылаемым в слой атмосферного натрия.

Измеряя искажения изображения и дрожания искусственной звезды, обусловленные влиянием атмосферы, и затем внося микроскопические деформации в форму гибкого вторичного зеркала с частотой около тысячи раз в секунду, можно получать на выходе телескопа изображения гораздо более высокого качества, с гораздо более высокой четкостью, чем без адаптивной оптики.

Первое Устройство адаптивной оптики на основе искусственной звезды было установлено на VLT и успешно прошло полевые испытания в этом году. Эти испытания подтвердили высокое качество конструкции устройства, выполненной в ESO в сотрудничестве с европейскими промышленными предприятиями и научными институтами [1]. Тесты, выполненные на четвертом «юните» VLT в Чили, продемонстрировали высокое оптическое качество, почти идеальную форму изображения искусственной звезды и высокую эффективность возбуждения натриевого слоя. Таким образом, открыта дорога к предварительному тестированию адаптивно-оптического модуля GRAAL, основного узла широкоугольной камеры HAWK-I для четвертого «юнита», и к следующим этапам отладки Системы адаптивной оптики на Паранале.

Система адаптивной оптики будет использовать одновременно четыре лазера, что позволит с большей точностью описывать параметры атмосферной турбулентности, и, следовательно, получать большее поле зрения, свободное от атмосферных искажений, чем это возможно с одним лазером.

После своей окончательной установки Устройство адаптивной оптики будет работать в сочетании с двумя приемниками: HAWK-I (в составе системы GRAAL) и интегрального полевого спектрографа MUSE (в составе системы GALACSI).

[1] Компании, участвовавшие в разработке: TOPTICA, GermanyTNO, The NetherlandsMPB Communications, Canada; Optec, ItalyAstrel, Italy; Laseroptik, Germany. Кроме того, INAF–Osservatorio di Roma (Италия) также внесла существенный вклад в этот проект.