ann15093-ru — Объявление

Договор о создании адаптивной оптической системы MAORY для телескопа E-ELT

10 декабря 2015 г.

ESO и международный консорциум [1] подписали договор о проектировании и строительстве  системы адаптивной оптики MAORY для строящегося Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа (E-ELT).

Со стороны консорциума соглашение подписал Николо Д’Амико (Nicolò D'Amico), президент Национального института астрофизики Италии (INAF); от ESO подпись поставил Генеральный директор обсерватории Тим де Зеу (Tim de Zeeuw). Церемония подписания договора состоялась 10 декабря 2015 года в штаб-квартире ESO в Гархинге близ Мюнхена (Германия). На ней присутствовал также научный руководитель проекта MAORY Эмилиано Диолайти (Emiliano Diolaiti, INAF).

По случаю подписания договора в штаб-квартиру ESO приехали генеральный консул Италии Ренато Джанфарани (Renato Cianfarani), руководитель программы ESO E-ELT Роберто Тамаи (Roberto Tamai). Присутствовали также руководитель проекта INAF MAORY Паоло Чильеджи (Paolo Ciliegi), представитель IPAG MAORY Филипп Фотрье (Philippe Feautrier), глава национального подразделения наземных программ научного директората INAF Филиппо Зерби (Filippo Zerbi), представители Италии в Совете ESO Джованни Фабрицио Биньями (Giovanni Fabrizio Bignami).

Система адаптивной оптики MAORY (Multi-conjugate Adaptive Optics RelaY) должна обеспечить коррекцию атмосферных искажений волнового фронта на входе приемников ближнего инфракрасного диапазона телескопа E-ELT, таких, как MICADO, камера E-ELT первого поколения. MAORY будет адаптивно-оптической системой на основе лазерных искусственных звезд.

В системе MAORY точные значения коррекций волновых фронтов посредством деформаций гибких зеркал в сходящемся пучке будут вычисляться на основе анализа сигналов от шести лазерных и трех естественных опорных звезд.

Внося малые высокочастотные деформации в форму гибких зеркал, система будет ликвидировать искажения изображений астрономических объектов, создаваемые турбулентностью в земной атмосфере. Это позволит в огромной степени повысить разрешение и четкость изображений, строящихся приемниками, и тем самым даст возможность детектировать мельчайшие детали объектов. Кроме того, повышая степень концентрации света, адаптивная оптика позволяет астрономам регистрировать более слабые объекты, например, далекие галактики. Наиболее многообещающие результаты ожидаются от применения MAORY в сочетании с камерой MICADO.

В системе MAORY планируется три деформируемых зеркала, одним из которых будет массивное 2.4-метровое зеркало основной оптической системы телескопа. Остальные гибкие зеркала будут помещаться внутри адаптивного блока MAORY. Использование нескольких деформируемых зеркал позволит компенсировать турбулентные искажения, возникающие в атмосфере на разных высотах. Для астронома это будет означать, что по сравнению с более простой адаптивно-оптической системой качество изображений будет исправлено внутри значительно более широкого поля.

В создании системы MAORY будет учтен опыт эксплуатации устройства MAD (Multi-Conjugate Adaptive Optics Demonstrator), которое впервые позволило испытать применимость технических принципов MAORY в сочетании с Очень Большим Телескопом ESO (VLT). Работа над MAORY также базируется на многочисленных исследованиях, уже много лет ведущихся как ESO, так и астрономическим сообществом в целом, на текущей работе системы адаптивной оптики (Adaptive Optics Facility) телескопа VLT. С MAORY сверхтелескоп E-ELT сможет в полной мере проявить свои огромные возможности величайшего телескопа мира.

[1]  В консорциум MAORY входят Национальный институт астрофизики (Istituto Nazionale di Astrofisica) Италии и Национальный институт исследования Вселенной (Institut National des Sciences de l’Univers) при Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique) Франции.