ann16002-ru — Объявление

Следите за поисками планеты в реальном времени!

Дан старт просветительской кампании «Бледно-красная точка» (Pale Red Dot)

15 января 2016 г.

Дан старт уникальной просветительской общественной кампании, в ходе которой любой желающий сможет быть в курсе поисков учеными всего мира землеподобной экзопланеты в системе ближайшей к нам звезды Проксимы Центавра. Наблюдения будут продолжаться с января по апрель 2016 года и будут освещаться как в блогах, так и в социальных сетях. Никто не знает, каков будет их результат. В течение нескольких месяцев после окончания наблюдений ученые будут обрабатывать и анализировать полученные данные и представят результаты в рецензируемый журнал.

На расстоянии всего 4.2 световых года от Солнца в созвездии Центавра находится ближайшая к Солнцу звезда, Проксима Центавра. Наблюдения дают волнующие, но пока довольно слабые свидетельства присутствия небольшого тела, вращающегося вокруг этого красного карлика. В ходе новой наблюдательной кампании должны быть проведены более чувствительные измерения колебаний скорости звезды, которые могут выявить присутствие рядом с ней землеподобной планеты.

Наблюдения будут выполнены с приемником HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленным на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья. Данные, полученные на HARPS, будут дополнены установленными по всему миру телескопами-роботами [1].

Роль этих телескопов, входящих в сети BOOTES (Burst Optical Observer and Transient Exploring System) и LCOGT (Las Cumbres Observatory Global Telescope Network), будет заключаться в том, что каждую ночь на протяжении всех двух с половиной месяцев наблюдений они будут измерять яркость Проксимы. Это поможет установить, являются ли регистрируемые в движении звезды колебания случайными и связанными, например, с турбулентностью на поверхности звезды, или они действительно вызваны присутствием планеты.

Когда сбор данных со всех телескопов будет закончен, астрономы смогут приступить к их анализу. Через несколько месяцев после этого методика обработки данных и полученные результаты будут представлены в один из реферируемых астрономических журналов и после тщательной проверки опубликованы.

Просветительская кампания Pale Red Dot («Бледно-красная точка») [2] будет состоять не только в возможности следить за ходом наблюдений в их процессе. Любой, кого это интересует, сможет увидеть, как делается наука, как работает современная астрономическая обсерватория, как астрономы различных специальностей объединяют свои методы исследований, чтобы собирать, анализировать и интерпретировать данные, как именно становится ясно, могут или нет полученные измерения подтвердить присутствие землеподобной планеты рядом с нашей звездой-соседкой.

Мы принимаем на себя риск привлечь к нашим наблюдениям внимание публики прежде, чем мы поймем, что именно говорят данные наблюдений. Мы ведь не можем анализировать данные и делать из них выводы непосредственно в ходе работы, в реальном времени. И когда мы опубликуем статью, подводящую итог нашим измерениям, вполне возможно, что вывод ее будет отрицательным – мы можем не найти доказательств существования планеты земного типа у Проксимы. Но уже само по себе то, что мы способны искать столь малые объекты, свидетельствует об огромной точности наших измерений, которая должна поразить человеческое воображение”, -- говорит Гильем Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escude), координатор проекта.

Мы хотим поделиться с людьми захватывающим чувством восторга от научного поиска. Мы хотим показать людям «кухню» научного исследования, детали его процесса, движение по пути проб и ошибок, усилия, которые приходится прикладывать, чтобы о полученных результатах можно было услышать в выпусках новостей. Делая это, мы надеемся привлечь больше людей к образовательным принципам STEM [3] и к науке в целом”, -- добавляет Гильем.

В рамках кампании «Бледно-красная точка» детали процесса поиска планет, обычно остающиеся незамеченными, будут освещаться в серии статей и в социальных сетях. Астрономы, ученые и инженеры из обсерваторий, участвующих в кампании, писатели-популяризаторы науки, наблюдатели и другие эксперты будут размещать множество постов в блогах на самые разнообразные темы, в том числе о методах поиска планет, о строящемся в ESO сверхтелескопе E-ELT (European Extremely Large Telescope), о звездах.

В социальных медиа будут появляться ежедневные сообщения о ходе наблюдений и обо всем, что в это время происходит в трех участвующих в кампании обсерваториях. Чтобы получать эти сообщения, надо будет подписаться на аккаунт в твиттере the Pale Red Dot Twitter account с хэштегом #PaleRedDot.

Название кампании появилось по аналогии со знаменитым выражением «бледно-синяя точка» (“pale blue dot”) – так кто-то назвал изображение Земли на снимке, сделанном в 1990 году с борта корабля Voyager 1 на его пути в межзвездное пространство. Позже это выражение повторил Карл Саган (Carl Sagan) в своем эссе Pale Blue Dot: A Vision of the Human Future in Space. Проксима Центавра – красный карлик, и поэтому астрономы полагают, что если у нее есть планета, то свет этой планеты будет красноватым. С другой стороны, так же, как снимок Земли, сделанный с огромного расстояния «Вояджером», стал вехой на пути развития человечества, обнаружение планеты, похожей на Землю, у ближайшей к нам звезды стало бы еще одним шагом на пути к ответу на один из главных вопросов в истории человечества – одиноки ли мы во Вселеннoй?

Кампания The Pale Red Dot начнется 15 января 2016 года. Спустя еще три дня в обсерватории ESO Ла Силья в чилийской пустыне Атакама начнутся наблюдения, которые закончатся на первой неделе апреля. Планируется, что все полученные в ходе проекта научные данные станут общедоступными в конце 2016 года.

[1] Группа астрономов, которые будут вести наблюдения и просветительскую кампанию: Guillem Anglada-Escude, Gavin Coleman, John Strachan (Queen Mary University of London, UK), James Jenkins  (Universidad de Chile, Chile), Cristina Rodriguez-Lopez, Zaira M. Berdinas, Pedro J. Amado (Instituto de Astrofisica de Andalucia/CSIC), Julien Morin (Universite de Montpellier, France), Mikko Tuomi (Centre for Astrophysics Research/University of Hertfordshire, UK), Yiannis Tsapras (Heidelberg/LCOGT, Astronomisches Rechen-Institut – Heidelberg & LCOGT) и Christopher J. Marvin (University of Goettingen).

[2] Общественно-просветительская кампания координируется группой исполнителей проекта при поддержке отделов просвещения и связей с общественностью ESO, Queen Mary University of London, Instituto de Astrofisica de Andalucia/CSIC, Universite de Montpellier, University of Goettingen, Universidad de Chile и Las Cumbres Observatory Global Telescope Network.

[3] STEM, Science, Technology, Engineering and Mathematics.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».

Las Cumbres Observatory Global Telescope Network (LCOGT) – всемирная сеть телескопов-роботов. Сейчас в нее входят два 2-метровых телескопа, один на Гавайях, другой в восточной Австралии, девять 1-метровых телескопов, расположенных в ЧилиЮжной АфрикеВосточной Австралии и Техасе и три 0.4-метровых телескопа в Чили и на Канарских островах. Las Cumbres Observatory Global Telescope Network (LCOGT, Inc.) - некоммерческая организация типа 501(c)(3), занимающаяся строительством и эксплуатацией всемирной сети профессиональных телескопов-роботов в научных и образовательных целях. Среди ее пользователей – профессиональные астрономы, школьники, просто интересующиеся. Цель LCOGT – быть научной организацией мирового масштаба, при этом позволяющей молодежи приобщаться к научной деятельности и научному творчеству посредством занятий практической астрономией. Профессиональные пользователи – члены группы учреждений, составляющих Научное сообщество LCOGT (LCOGT Science Collaboration).

The Burst Optical Observer and Transient Exploring System (BOOTES) – совместный испанско-чешский проект, целью которого является исследование оптического излучения гамма-всплесков (GRBs). Работы в рамках этого проекта ведутся с 1998 года.

Первые две станции BOOTES были открыты в Испании на расстоянии 240 километров друг от друга. На них были установлены робот-телескопы среднего размера с ПЗС-камерами в кассегреновском фокусе, а также all-sky камеры. Первая станция (BOOTES-1) расположена в ESAt (INTA-CEDEA, Mazagón, Huelva); наблюдения на ней начались в июле 1998 года. Вторая станция (BOOTES-2) находится в La Mayora (CSIC) в Малаге и работает с июля 2001 г. В 2009 г. сеть BOOTES начала распространяться в международном масштабе: третья станция (BOOTES-3) появилась в Бленхайме (Blenheim) на Южном острове Новой Зеландии в результате сотрудничества с несколькими новозеландскими институтами. Четвертая станция (BOOTES-4) открылась в 2012 г. в астрономической обсерватории Лицзянь в Китае (Lijiang, Kunming, China).