ann16019-ru — Объявление

ESO остается самой продуктивной в мире наземной обсерваторией

29 марта 2016 г.

Обзор реферируемых научных статей, опубликованных в 2015 году, в которых использовались данные, полученные на телескопах и оборудовании ESO, показал, что ESO остается самой продуктивной в мире наземной обсерваторией. В прошлом году на основе наблюдательных данных, полученных на оборудовании ESO, астрономы опубликовали 860 реферируемых работ.

В 550 статьях, вышедших от имени ESO в 2015 году, использовались данные, полученные либо на Очень Большом Телескопе (VLT), либо на VLT-интерферометре на Серро Параналь. Три самых продуктивных приемника VLT, давшие наибольшее количество публикаций -- это UVES, FORS2 и X-shooter: соответственно 144, 91 и 78 статей. Данные, полученные на обзорном телескопе VISTA на Серро Параналь, позволили опубликовать 73 работы.

На обсерватории Ла Силья удалось подготовить в общей сложности более 200 статей. Самым продуктивным инструментом обсерватории Ла Силья остается HARPS: 81 работа, на десять больше, чем в предыдущем году.

Наблюдательное время, выделенное европейским астрономам на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), воплотилось к концу 2015 года в 177 работ, и еще 33 статьи были написаны на материале наблюдений на телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment telescope), полученном в наблюдательное время ESO-APEX. Телескоп APEX – продукт сотрудничества Института радиоастрономии Макса Планка, Космической обсерватории Онсала и ESO; он эксплуатируется ESO на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама.

Сравнение чисел работ, выполненных на инструментах ведущих обсерваторий мира, ставит обсерватории ESO в главу этого списка. Следует заметить, что методы получения этих цифр различаются для разных обсерваторий, поэтому точное сравнение такого рода провести трудно. Тем не менее ясно, что ESO продолжает значительно опережать любую другую наземную обсерваторию, а также, если судить по имеющимся данным, немного обгоняет и Космический телескоп Хаббла NASA/ESA.

Этот результат еще раз подтверждает огромный вклад ESO в астрономические исследования. Статистика публикаций позволяет представить себе, насколько интенсивно ведется научная работа в отдельных обсерваториях, хотя она и не отражает глубину воздействия того или иного астрономического учреждения на науку.

Эти цифры опубликованы в ежегодном издании Basic ESO Publication Statistics [1], выпускаемом ESO’s Library. Они вычислены с использованием ESO Telescope Bibliography (telbib), базы данных по реферируемым публикациям, в которых используются данные, полученные в ESO [2]. ESO тщательно отслеживает все реферируемые статьи, в которых используются такие данные, поэтому библиографические данные telbib могут претендовать на полноту.

Интерактивные графики избранной статистики также доступны он-лайн. На них отражено полное содержимое базы данных telbib [3], по публикациям с начала 1996 года по настоящее время. По этом данным можно исследовать многие аспекты истории публикаций ESO, в частности динамику научных статей, использующих данные, полученные на инструментах ESO и архивные данные.

[1] Basic ESO Publication Statistics