ann16020-ru — Объявление

NAOMI: контракт подписан

Новая адаптивная оптика для VLT-Интерферометра ESO

29 марта 2016 г.

ESO и Национальный центр научных исследований (Сentre National de la Recherche Scientifique[1], действующий от имени Института планетологии и астрофизики в Гренобле (Institut de Planétologie et d’Astrophysique de Grenoble), подписали соглашение о создании новой системы адаптивной оптики для вспомогательных телескопов, составляющих часть комплекса VLTI (Очень Большого Телескопа-Интерферометра) ESO [2] в обсерватории Параналь в Чили.

Новая система, названная аббревиатурой NAOMI (New Adaptive Optics Module for Interferometry) значительно улучшит качество изображений, получаемых с VLTI. Уже сейчас VLTI является выдающимся астрономическим инструментом, внесшим неоценимый вклад в исследования различных объектов, таких, как молодые звезды на стадии до Главной последовательности и их протопланетные диски, звезды на стадии после Главной последовательности, теряющие массу и активные ядра галактик. Модуль системы NAOMI будет установлен на каждом из четырех 1.8-метровых Вспомогательных телескопов (AT) ESO. Новая, более современная система адаптивной оптики на AT увеличит «остроту зрения» как самих этих телескопов, так и всего комплекса VLTI.

Системы адаптивной оптики противодействуют ухудшению изображений вследствие воздействия турбулентности в земной атмосфере. Турбулентные потоки воздуха размывают изображения, внося искажения в волновой фронт, распространяющийся от звезды к зрачку телескопа. В результате наблюдается мерцание и дрожание звезд. Сейчас телескопы AT оснащены менее сложными системами коррекции, которые работают в полную силу только при очень хороших наблюдательных условиях. После установки системы NAOMI наблюдения будут корректироваться при любых наблюдательных условиях. В результате увеличится чувствительность приемников, работающих сейчас в составе VLTI, таких, как MIDIAMBER и PIONIER, а второе поколение приемников, таких, как GRAVITY, сможет полностью реализовать свой потенциал.

Первый модуль системы NAOMI будет доставлен на Параналь в 2017 году, остальные три будут установлены к концу 2018 г.

[1] Национальный центр научных исследований (CNRS) – научно-исследовательская организация Франции. В ней работает 33 000 сотрудников, в том числе инженеры и техники; бюджет ее на 2014 год составил 3.29 миллиона евро. Деятельность CNRS охватывает все области науки.

[2] Четыре 1.8-метровых Вспомогательных телескопа, наряду со своими более крупными компаньонами, четырьмя Основными Телескопами (Unit Telescopes) составляют VLTI: Очень Большой Телескоп Интерферометр. Когда эта система телескопов используется в режиме интерферометрии, все телескопы одновременно наблюдают один и тот же объект и собираемый каждым из них свет комбинируется в единый сигнал. Это позволяет астрономам рассматривать небесные тела в гораздо более мелких подробностях, чем это возможно с единичным телескопом.