ann16042-ru — Объявление

VISTA: зоопарк малых планет

Данные, собранные телескопом ESO VISTA, позволили получить важную информацию о свойствах малых тел Солнечной системы в ближней инфракрасной области спектра

30 июня 2016 г.

Группа европейских астрономов воспользовалась данными, полученными на обзорном телескопе ESO VISTA, для составления каталога различных типов населения малых планет Солнечной системы в ближней инфракрасной области спектра. В рамках работы измерено почти 40 000 объектов. Полученные данные могут помочь ответить на ряд ключевых вопросов о ранних стадиях развития Солнечной системы.

В Солнечной системе на сегодняшний день каталогизировано около 700 000 малых тел, от каменных астероидов до ледяных комет. Исследуя эти объекты, астрономы надеются понять, как сформировалась и развивалась Солнечная система, получить сведения о возможных столкновениях Земли с малыми телами в прошлом.

Астрономы проанализировали часть обзора неба VISTA Hemisphere Survey, в ходе которого наблюдалось примерно 40% южного полушария небесной сферы. Из этого гигантского объема данных была извлечена информация о положениях и яркости почти 40 000 объектов, причем для примерно 35 000 из них получены и цветовые характеристики. Впервые из данных обзора неба получены параметры столь большой выборки малых тел Солнечной системы.

Цветовые характеристики объектов особенно важны для их классификации по составу поверхности. Богатейшая небесная “фауна”, представленная в новом каталоге, содержит примеры всех известных категорий объектов: околоземные астероиды, астероиды, пересекающие орбиту Марса (Mars Crossers), астероиды «семейства Венгрии», Главного пояса, «семейства Кибелы»«семейства Хильды»троянцы, кометы, объекты пояса Койпера, и другие.

Телескоп VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) – самый большой обзорный телескоп в мире; диаметр его главного зеркала достигает 4.1 м. Его большое поле зрения и сверхчувствительные приемники позволяют астрономам совершенно по-новому увидеть южное небо. Обзоры неба, выполненные с применением чувствительных панорамных детекторов, дают возможность быстро каталогизировать большие массивы небесных объектов и проводить статистический анализ полученных выборок. Такие работы идеальны для поиска новых объектов, например, быстродвижущихся тел – астероидов и комет.

Результаты исследования представлены в статье “Near-infrared colors of minor planets recovered from VISTA - VHS survey (MOVIS)”, M. Popescu и др., опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: M. Popescu (Institut de Mécanique Céleste et de Calcul des Éphémérides (IMCCE) CNRS-UMR8028, Observatoire de Paris, Paris, France; Astronomical Institute of the Romanian Academy, Bucharest, Romania), J. Licandro, D. Morate, J. de León, R. Rebolo (Instituto de Astrofísica de Canarias (IAC), La Laguna, Tenerife, Spain; Departamento de Astrofísica, Universidad de La Laguna, La Laguna, Tenerife, Spain), D. A. Nedelcu (Astronomical Institute of the Romanian Academy, Bucharest, Romania; Institut de Mécanique Céleste et de Calcul des Éphémérides (IMCCE) CNRS, Observatoire de Paris, Paris, France),  R. G. McMahon (Institute of Astronomy, University of Cambridge, Cambridge, UK  and Kavli Institute for Cosmology, University of Cambridge, Cambridge, UK), E. Gonzalez-Solares и M. Irwin (Institute of Astronomy, University of Cambridge, Cambridge, UK).