ann16050-ru — Объявление

ALMA исследует магнитную Вселенную

Первые наблюдения на ALMA в полностью поляризационном режиме – демонстрация возможностей

19 июля 2016 г.

Последние наблюдения на ALMA подтвердили, что великолепная чувствительность и высокая точность калибровки телескопа делают его первоклассным инструментом для поляриметрических измерений на миллиметровых волнах.

Хотя антенная решетка ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) работает с 2011 года, наблюдения с ней продолжают выявлять новые ключевые аспекты ее характеристик. Изначально планировалось, что ALMA сможет выполнять высокочувствительные поляриметрические наблюдения, измеряя поляризацию в радиоволн и тем самым исследуя космические магнитные поля. И вот недавно астрономы сообщили о проведении первых полностью поляризационных наблюдений на телескопе ALMA, которые подтвердили, что инструмент выполняет эту функцию великолепно.

Наблюдался яркий источник 3C 286 -- квазар на расстоянии около 7.3 миллиардов световых лет от Земли, мощный радиоисточник, исследовавшийся с многими другими телескопами. Известно, что радиоизлучение этого объекта сильно поляризовано, что сделало его идеальным кандидатом для тестирования возможностей ALMA в этом отношении. Наблюдения на ALMA выявили ранее не замеченные детали и ясно показали, что магнитное поле сильнее и более упорядочено в направлении внутренней области джета, который испускается квазаром. Эти наблюдения помогут лучше понять структуру магнитного поля в самом ядре квазара, описать физические процессы, которые и вызывают радиоизлучение.

Эти наблюдения с определенностью продемонстрировали высокую эффективность поляриметрических наблюдений на телескопе ALMA”, -- сказал Хироши Нагаи (Hiroshi Nagai) из Национальной астрономической обсерватории Японии, руководитель группы тестирования. “Это важная веха в развитии проекта ALMA”.

Магнитные поля играют важную роль во многих космических сценариях, но они трудно поддаются измерению. Поляриметрия – один из тех немногих методов, с помощью которых выявляются детали строения магнитных полей. Однако, поляризованная составляющая радиоволн — именно та часть излучения, которая измеряется с помощью поляриметрии — может составлять всего несколько процентов от общего радиопотока от объекта. Вот почему высокая чувствительность аппаратуры так существенна для прецизионной поляриметрии. Чувствительность телескопа ALMA удовлетворяет самым высоким требованиям, что и было подтверждено проведенными исследованиями.

Результаты исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal от 20 июня 2016 г. в статье “ALMA Science Verification Data: Millimeter Continuum Polarimetry of the Bright Radio Quasar 3C 286”, H. Nagai и др.

Состав исследовательской группы: H. Nagai (National Astronomical Observatory of Japan, Tokyo, Japan), K. Nakanishi (National Astronomical Observatory of Japan, Tokyo, Japan; The Graduate University for Advanced Studies, Tokyo, Japan; Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile), R. Paladino (INAF-Osservatorio di Radioastronomia, Bologna, Italy), C.L.H. Hull (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, Cambridge, Massachusetts, USA; Jansky Fellow of the National Radio Astronomy Observatory), P. Cortes (Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile; National Radio Astronomy Observatory, Charlottesville, Virginia, USA), G. Moellenbrock (National Radio Astronomy Observatory, Socorro, New Mexico, USA), E. Fomalont (Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile; National Radio Astronomy Observatory, Charlottesville, Virginia, USA), K. Asada (The Academia Sinica Institute of Astronomy and Astrophysics, Taipei, Taiwan) и K. Hada (National Astronomical Observatory of Japan, Tokyo, Japan).

Атакамская Большая Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), международный астрономический инструмент – совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются: ESO, представляющей интересы своих стран-участниц, Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory), управляемой компанией Associated Universities, Inc. (AUI), представляющей Северную Америку и Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan), представляющей Восточную Азию. Общее управление строительством, тестированием и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках JAO: Объединенной обсерватории ALMA (Joint ALMA Observatory).