ann16075-ru — Объявление

Будущее Альфы Центавра

Редкая возможность охоты за планетами у звезды альфа Центавра A предсказана на 2028 год

20 октября 2016 г.

Группа французских астрономов под руководством Пьера Кервелла (Pierre Kervella) из CNRS и Универсидад де Чиле предсказала очень редкое событие гравитационного линзирования, которое должно произойти в 2028 году и которое предоставит идеальную возможность поискать доказательства существования планет у этой близкой к нам звезды.

Воспользовавшись как новыми, так и архивными данными, полученными на нескольких телескопах ESO [1], астрономы с большой точностью рассчитали траектории быстродвижущейся звездной пары альфа Центавра A и B. Этот расчет позволил им предсказать вплоть до 2050 года все видимые тесные сближения компонентов системы альфы Центавра и звезд фона, которые на деле находятся гораздо дальше от нас в космическом пространстве [2].

Хотя удивительно уже то, что можно заглянуть в будущее с такой точностью, настоящей сенсацией в полученных результатах является другое: они указывают на уникальную возможность устроить охоту за планетами, возможно, существующими в системе альфы Центавра, воспользовашись для этого вторичные события гравитационного линзирования. Гравитационное линзирование происходит, когда объект большой массы, такой, как звезда, искривляет пространство вокруг себя. Идущий от другого, далекого объекта свет, проходя по направлению к Земле на близком расстоянии от такой звезды, в этом искривленном пространстве тоже искривляет свою траекторию. Таким образом звезда, искривляющая траекторию света, идущего от далекого объекта, действует наподобие линзы. В самых эффектных случаях в результате этого может появляться так называемый крест Эйнштейна, световой круг вокруг линзирующей звезды. Поскольку знание массы линзирующей звезды позволяет точно определить характеристики искривленной траектории света, отклонения от рассчитанного эффекта гравитационного линзирования могут быть использованы для выявления присутствия планет вблизи этой звезды и для расчета их масс.

Одним из сближений, предсказанных в работе французских астрономов, является видимое сближение более массивного компонента системы альфа Центавра – альфы Центавра A с далекой звездой фона, обозначаемой S5 и являющейся, вероятно, красным гигантом. Существует большая вероятность того, что в мае 2028 года свет, идущий от S5, образует вокруг альфы Центавра А кольцо Эйнштейна, которое можно будет наблюдать на телескопах ESO [3]. Это дало бы уникальный шанс провести поиск планет или других маломассивных объектов в ближайшей к нам звездной системе, что особенно интересно в свете недавнего открытия планеты Проксима b у третьей звезды той же системы, Проксимы Центавра.

[1] Из-за огромных расстояний до звезд измерение истинных движений большинства звезд крайне трудно. Для этого требуются невероятно точные измерения и длительные наблюдения. Группа французских исследователей воспользовалась данными, полученными в 2007 г. на Телескопе Новой Технологии (NTT), и новыми наблюдениями с приемником NACO на Очень Большом Телескопе (VLT), дополнив их данными, полученными на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), и выполнила высокоточные измерения относительных положений звезд альфа Центавра A и B.

[2] Система альфа Центавра расположена на небе близко к плоскости Млечного Пути, поэтому звездное поле, в котором она находится, очень густо населено звездами. Это и дало исследователям возможность отыскать подходящую звезду фона, почти идеально совпадающую по положению с одним из компоненов двойной системы альфа Центавра.

[3] Событие можно будет наблюдать с приемником GRAVITY на Очень Большом Телескопе-Интерферометре (VLTI), на Атакамской Большой Миллиметровой/субмиллиметровой Решетке (ALMA), и на будущем сверхтелескопе E-ELT (European-Extremely Large Telescope). Это позволяет надеяться, что масса любой планеты, которую удастся обнаружить, будет определена с высокой точностью.

Международный астрономический инструмент ALMA – продукт партнерского сотрудничества ESO, Национального научного фонда США (NSF) и Национальной Академии естественных наук Японии (NINS) в кооперации с Республикой Чили.

Результаты исследования представлены в статье, которая публикуется 19 октября 2016 г. в журнале Astronomy and Astrophysics (Kervella и др., 2016, A&A, 594, A107)

Состав исследовательской группы: P. Kervella, CNRS UMI 3386, University of Chile and LESIA, Paris Observatory; F. Mignard, Côte d’Azur Observatory, France; A. Mérand, ESO и F. Thévenin, Côte d’Azur Observatory, France.