ann16086-ru — Объявление

Завершено составление 3D-карты далеких галактик

Обозрение VLT показывает распределение в пространстве 90 000 галактик

15 декабря 2016 г.

Вот уже почти восемь лет с мультиобъектным спектрографом VIMOS (VIsible MultiObject Spectrograph), смонтированном на телескопе VLT ESO (он же – Очень Большой Телескоп) в Чили астрономы составляют трехмерную карту распределения галактик в двух участках южного неба. На измерения спектров более, чем 90 000 удаленных галактик потрачено 440 часов наблюдательного времени. В результате получена карта участка неба площадью в 24 квадратных градуса, проникающая до расстояния, соответствующего моменту, когда Вселенная была вдвое моложе, чем теперь [1].

В 2013 г. ESO объявила, что международная группа астрономов, выполняющая общедоступное обозрение внегалактического пространства VIPERS (VIMOS Public Extragalactic Survey), уже получила данные для примерно 60% всех намеченных галактик. Сейчас, когда программа наблюдений полностью исчерпана, мы получили крупнейшее обозрение красных смещений из всех, когда-либо предпринимавшихся телескопами ESO [2]. Обзор обеспечивает данные о структурах ранней Вселенной с беспрецедентными количеством подробностей и пространственной протяженностью. Исследуя распределение галактик в пространстве несколько миллиардов лет назад, мы можем лучше понять, каково распределение материи в космосе на самых крупных масштабах, продолжить выяснение природы таинственной темной материи в ранней Вселенной, когда наша Вселенная приобрела некоторые из тех свойств, которые мы наблюдаем в ней сейчас.

Используя эти уникальные данные, астрономы уже сейчас получают интересные новые выводы об эволюции галактик со времен ранней Вселенной, о структурных деталях Вселенной самого крупного масштаба, таких, как волокнаскопления (кластеры) и войды. Полный массив данных обозрения был опубликован в ноябре 2016 г. и сейчас доступен в стандартной форме через архив ESO.

[1] Скорость света конечна, поэтому чем дальше от нас находится объект, тем дольше свет от него идет к нам. Это значит, что мы видим далекие галактики такими, какими они были в далеком прошлом.

[2] Приемник VIMOS расщепляет свет от каждой из наблюдаемых галактик на составляющие его цвета. Тщательный анализ красного смещения спектра галактики позволяет астрономам определить, с какой скоростью она удаляется от нас, а это, в свою очередь, дает расстояние до нее, а в сочетании с положением галактики на небе – полную картину ее местоположения во Вселенной.

В исследовательскую группу проекта входят астрономы из Италии, Франции, Польши и Великобритании. Полное описание проекта дано на веб-сайте приемника VIPERS.