ann17005-ru — Объявление

ESO заключила контракт на полировку третичного зеркала ELT

15 февраля 2017 г.

Строящийся в ESO Чрезвычайно Большой Телескоп (ELT), первые наблюдения с которым запланированы на 2024 год, сконцентрирует в себе новейшие достижения телескопостроения. Его оптическая система будет состоять из не менее, чем пяти зеркал, изготовление каждого из которых представляет серьезную техническую задачу.

В ESO только что подписан контракт на полировку M3, третьего зеркала оптического тракта телескопа, с французской компанией Reosc [1], дочерним предприятием Safran Electronics & Defense. Заготовку зеркала поставит компания SCHOTT, после чего Reosc разработает конструкцию зеркала и его оправы, отполирует его поверхность, выполнит оптическое тестирование и отправит зеркало заказчику [2]. В июле прошлого года с компанией Reosc был также подписан контракт на проектирование, полировку и тестирование вторичного зеркала телескопа и на изготовление деформируемых зеркальных оболочек, которые образуют четвертое зеркало (M4) оптической системы ELT.

M3 будет гигантским 3.8-метровым вогнутым зеркалом. Такой диаметр имеют главные зеркала многих современных первоклассных телескопов. Третичное зеркало – необычный элемент оптического тракта телескопа: большинство современных крупных инструментов, таких, как Очень Большой Телескоп ESO и Космический телескоп Хаббла NASA/ESA имеют только два зеркала с профилированной поверхностью. Лишь иногда в их оптический тракт вводится третье плоское зеркало, которое направляет световой пучок в нужный фокус. Использование искривленной зеркальной поверхности M3 в сочетании с главным и вторичным зеркалами будет обеспечивать более высокое оптическое качество изображения на большом поле зрения.

Заготовка зеркала, поверхности которой будет придана точно рассчитанная кривизна и на которую будет впоследствии нанесено отражающее покрытие, будет изготовлена из Зеродура (Zerodur™) –специального материала, разработанного фирмой SCHOTT [3]. Точность обработки поверхности зеркала при полировке составит 15 нанометров.

Примечания:

[1] Reosc, дочернее предприятие компании Sagem, входящей в концерн высоких технологий Safran – мировой лидер в конструировании, изготовлении и сборке высококачественных оптических систем для нужд астрономии, космических исследований, мощной лазерной техники и производства полупроводников. Компанией были изготовлены сплошные 8-метровые зеркала комплекса Очень Большого Телескопа ESO (Very Large Telescope), международных телескопов Gemini, 11-метровое зеркало Большого Канарского Телескопа (Gran Telescopio de Canarias), оптика европейского инструмента Nirspec, входящего в комплекс аппаратуры Космического телескопа Джеймса Уэбба NASA (James Webb Space Telescope), и зеркала астрономического спутника ESA GAIA.

[2] Контракт на изготовление заготовки зеркала M2 подписан 18 января 2017 г.

[3] Материал Zerodur™ был разработан для использования в астрономических телескопах в конце 1960-х. Он почти не подвержен тепловому расширению даже при больших изменениях температуры, высокоустойчив к химическим воздействиям и прекрасно поддается полировке с высокой степенью точности. Отражающий слой алюминия или серебра обычно наносится методом испарения на обработанную с высочайшей точностью оптическую поверхность незадолго до того, как телескоп вводится в строй. Многие известные телескопы мира имеют зеркала из зеродура, которые надежно эксплуатируются в течение десятилетий – к примеру, тот же Очень Большой Телескоп ESO в Чили.