ann17009-ru — Объявление

ESO остается самой продуктивной наземной обсерваторией мира

3 марта 2017 г.

Обзор резензируемых научных статей, опубликованных в 2016 году с использованием данных, полученных на телескопах и оборудовании ESO, показал, что ESO остается самой производительной наземной обсерваторией мира. Используя наблюдательные данные, полученные на оборудовании ESO, астрономы в прошлом году опубликовали рекордное число работ: 936.

В 2016 году авторами, связанными с ESO, было напечатано 565 статей, с использованием данных, полученных на Очень Большом Телескопе (VLT) и на VLT-Интерферометре на Серро Параналь. Самыми продуктивными по количеству статей оказались приемники VLT UVESFORS2 и VIMOS: 123, 109 и 75 работ, соответственно. По сравнению с предыдущим годом значительно выросло число работ, написанных по результатам наблюдений с приемниками MUSE и SPHERE. Обзорные телескопы VISTA и VST на Серро Параналь позволили опубликовать соответственно 93 и 18 статей.

Оборудование, установленное на Ла Силья, обесппечило материалом в общей сложности почти 200 работ. Самым продуктивным инструментом на Ла Силья остается спектрограф HARPS: 80 статей.

Наблюдательное время, выделенное европейским астрономам на телескопе ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в 2016 году дало материал для 129 статей, что к концу года позволило довести общее количество европейских работ на этом инструменте до 305. Наблюдения, выполненные на телескопе  APEX (Atacama Pathfinder Experiment telescope) в наблюдательном слоте ESO-APEX, дали в 2016 г. 46 статей (общее число статей к концу 2016 г. 301). Успешная работа телескопов ALMA и APEX внесла существенный вклад в рекордное число работ, опубликованных ESO. APEX является совместным инструментом Института радиоастрономии им.Макса Планка, Космической обсерватории Онсала и ESO, и функционирует под управлением ESO на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама.

Сравнение числа статей, опубликованных на материале, полученном на оборудовании крупных обсерваторий мира, поставило обсерватории ESO в начало этого списка. Заметим, что методы подсчета этих чисел в разных обсерваториях несколько отличаются, поэтому при точном сравнении этих цифр могут возникать расхождения. Тем не менее, очевидно, что ESO продолжает существенно опережать все остальные наземные обсерватории и с 2015 года увеличила в этой области отрыв от Nкосмического телескопа Хаббла NASA/ESA.

Эти результаты свидетельствуют о значении вклада ESO в мировые астрономические исследования. Статистика публикаций дает представление о том, какой объем научной работы выполняется на основе данных, получаемых в отдельных обсерваториях, но не отражает значения этих работ для развития науки в целом.

Проведенные подсчеты публикуются в ежегодном выпуске Basic ESO Publication Statistics [1], издаваемом ESO’s Library. Подсчеты производятся с использованием базы данных ESO Telescope Bibliography (telbib), содержащей реферируемые публикации на основе данных ESO [2]. ESO ведет большую работу по идентификации всех реферируемых статей, использующих данные, полученные в ESO, так что можно базу данных telbib можно считать достаточно полной. В 2016 г. в нее была внесена статья за порядковым номером 13 000, опубликованная бывшим студентом ESO по данным, полученным на приемниках X-shooter и UVES на VLT [3].

Интерактивное графическое представление избранных статистических данных также доступно он-лайн. Графики отражают общее содержание базы данных telbib [4], в которой содержатся публикации с 1996 г. по настоящее время. Эти данные можно использовать для исследования многих аспектов истории астрономических исследований, в том числе для анализа научных статей, использующих данные, полученные на оборудовании ESO и архивные данные.

[1] Basic ESO Publication Statistics

[2] Telbib: информация и доступ к базе данных

[3] Статья написана Таййябой Зафар, сейчас сотрудником Australian Astronomical Observatory.

[4] telbib: интерактивная статистика