ann17023-ru — Объявление

Начинаются переговоры о стратегическом партнерстве между Австралией и ESO

9 мая 2017 г.

Министр промышленности, инноваций и науки Австралии (Minister for Industry, Innovation and Science), сенатор Артур Синодинос (Senator the Hon Arthur Sinodinos) объявил о намерении правительства Австралии начать переговоры с ESO о стратегическом партнерстве, результатом которого стало бы всестороннее участие Австралии во работе обсерваторий Ла Силья и Параналь. Этому заявлению предшествовали многолетние неформальные переговоры о сотрудничестве между Австралией и ESO. Хотя это партнерство еще подлежит утверждению Советом ESO, оно несомненно открывает множество перспектив как для Австралии, так и для ESO.

Заявлению правительства Австралии способствовало принятие Академией наук Австралии в 2015 году десятилетнего плана развития астрономии в Австралии на период с 2016 по 2025 год. В этом документе отмечена необходимость долговременного использования оптичеких и инфракрасных телескопов восьмиметрового класса, которое позволило бы Австралии сохранить необходимый уровень научных исследований, продолжать астрономические наблюдения на современном мировом уровне со следующим поколением больших телескопов и сохранять национальное лидерство в области оптической и инфракрасной астрономической техники. Для достижения этих целей партнерство с ESO — ведущей организацией мира в области наземной астрономии — было бы в высшей степени желательно для астрономического сообщества Австралии, которое и само по себе занимает одну из лидирующих позиций в мировой науке.

Генеральный директор ESO Тим де Зеу (Tim de Zeeuw) так объясняет значение этого решения: “Недавнее заявление правительства Австралии является очень многообещающим шагом. Хотя некоторые детали еще следует проработать, в целом такое партнерство имело бы огромную ценность и для Австралии, и для ESO. Астрономическое сообщество ESO хорошо осведомлено о выдающихся достижениях Австралии в области астрономического приборостроения, в том числе в адаптивной оптике и волоконно-оптических технологиях. Уровень австралийских экспертов идеально соответствует программе строительства и усовершенствования инструментов ESO. Институты государств-членов ESO были бы очень рады сотрудничеству с австралийскими институтами и их промышленными партнерами в области разработки нового поколения приемников и инструментов. В свою очередь, Австралия получила бы доступ к промышленным, техническим и научным ресурсам обсерваторий Ла Силья и Параналь, к участию в научных и технических проектах ESO. И самое главное, огромный потенциал европейско-австралийского научного сотрудничества привел бы к астрономическим открытиям такого уровня, которого ни один из партнеров не мог бы достичь в одиночку”.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство ELT (Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».

Когда в 2024 начнутся наблюдения на ELT, самом большом в истории оптическом телескопе, его адаптивно-оптическая система позволит получать изображения с разрешением примерно в 15 раз выше, чем у Космического телескопа Хаббла NASA/ESA и у строящихся 24-метрового Большого Телескопа Магеллана (Giant Magellan Telescope) и Тридцатиметрового Телескопа (Thirty Meter Telescope) на тех же длинах волн. Наблюдения на ELT в оптической и инфракрасной области позволят ответить на самые актуальные научные вопросы современности и на десятилетия утвердят положение ESO как ведущей обсерватории мира.