ann17025-ru — Объявление

MUSE: Новый фильм о космической машине времени ESO в свободном доступе

11 мая 2017 г.

Компания CNRS Images в партнерстве с ESO выпустила документальный фильм о приемнике MUSE (Multi Unit Spectroscopic Explorer). Фильм Кристофа Гомбера (Christophe Gombert) и Клода Делай (Claude Delhaye) под названием «Космическая машина времени» (MUSE, The Cosmic Time Machine) подробно рассказывает об одном из последних — и, пожалуй, о самом крупном — астрономическом инструменте второго поколения, установленном на «Йепуне» (Yepun), четвертом Основном телескопе (UT4) комплекса Очень Большого Телескопа ESO в обсерватории Параналь в Чили.

35-минутный фильм рассказывает историю спектрографа MUSE с самого начала: о том, для чего именно он необходим, о том, как он появился на свет после более чем девяти лет проектирования и строительства. Говорится и о международном европейском сотрудничестве, без которого создание уникального приемника было бы невозможно, об участии в проекте многих сотен исследователей, техников и инженеров. Обсуждаются новаторские технологии, примененные в конструкции инструмента MUSE, первоклассные научные результаты, получаемые с ним. И вдобавок – увлекательная история ювелирного процесса установки спектрографа на телескопе, завершившегося получением «первого света» -- первыми наблюдениями.

MUSE, новый сверхсовременный спектрограф интегрального поля -- один из самых перспективных астрономических проектов нашего времени. Первые наблюдения с ним были выполнены в январе 2014 года (eso1407). В его составе -- 24 3D-спектрографа, получающих спектры в больших полях зрения и в широком диапазоне длин волн, от голубой части видимого спектра до инфракрасного излучения. Каждый из 24 “кубов” данных, выдаваемых приемником MUSE за одно наблюдение, содержит такой объем информации, что у исследователей уходят многие месяцы на ее детальный анализ и публикацию результатов.

Именно такие инструменты как MUSE, находящиеся на переднем крае астрономического приборостроения, позволяют ESO оставаться в авангарде мировой астрономии. Используя новые концепции, лежащие в основе MUSE, астрономы могут исследовать Вселенную более детально, чем когда-либо прежде. По сути, сейчас не существует другого инструмента, лучше приспособленного для наблюдения самых слабых галактик в наиболее удаленных от нас частях Вселенной. И несомненно, в течение нескольких будущих десятилетий с ним будут получены новые выдающиеся результаты.

Работа над фильмом велась под руководством Роланда Бэкона (Roland Bacon), научного руководителя (Principal Investigator) проекта MUSE. Премьерный показ состоялся во Франции 9 марта 2017 г. в Музее Слияния (Musée des Confluences). Теперь кино выпускается по лицензии Creative Commons NoDerivatives license через видео-архив ESO: его можно скачать здесь.