ann17026-ru — Объявление

Подписано соглашение о продлении эксплуатации телескопа APEX

12 мая 2017 г.

Подписано соглашение о продлении действия договора между партнерами, эксплуатирующими телескоп APEX (Atacama Pathfinder Experiment). Теперь это в высшей степени продуктивное партнерство продлится до конца 2022 г. 12-метровый субмиллиметровый телескоп APEX вошел в строй в 2005 г. и с тех пор позволяет астрономам выполнять детальные исследования самых холодных объектов и процессов во Вселенной.

APEX является совместным проектом Института радиоастрономии Макса Планка MPIfR (Max-Planck-Institute for Radio Astronomy) в Бонне (Германия),  ESO и Космической обсерватории Онсала OSO (Onsala Space Observatory) в Онсала (Швеция). Соглашение подписали Генеральный директор ESO Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), директор Института радиоастрономии Макса Планка Карл Ментен (Karl Menten) и директор Космической обсерватории Онсала Джон Конвей (John Conway). Церемония подписания состоялась в Техническом университете Чалмерса (Chalmers University of Technology) в Гетенбурге (Швеция).

Согласно соглашению о продлении эксплуатации, телескоп APEX будет существенно модернизирован: увеличится его общая наблюдательная эффективность, на нем будет установлен комплект приемников нового поколения. В их число войдет несколько прототипов приемников телескопа ALMA, которые откроют новые атмосферные окна прозрачности (eso1543) и увеличат полосу пропускания существующих приемников. Для того, чтобы в большей степени удовлетворить высокий спрос на использование телескопа APEX научным сообществом ESO, доля ESO в распределении наблюдательного времени вырастет с 27% до 32%. Увеличится и доля MPIfR -- с 50% до 55%, в то время как доля OSO уменьшится с 23% до 13%.

APEX предназначен для работы на субмиллиметровых волнах с длиной от 0.2 до 1.9 мм, между инфракрасным и радио диапазонами спектра. Эта спектральная область является ключевой для исследования самого холодного вещества во Вселенной. В течение многих лет наблюдения на этом телескопе позволяли изучать широкий спектр астрономических явлений, таких как ранние стадии эволюции самых массивных из известных на сегодня галактик (eso1206) или деформации вещества под действием гравитации сверхмассивной черной дыры (eso0841). Была составлена карта плоскости нашей Галактики в субмиллиметровом диапазоне (eso1606), впервые обнаружены молекулы перекиси водорода в межзвездном пространстве (eso1123), решена вековая загадка столкновений звезд (eso1511). Наконец, в кооперации с другими телескопами по всему миру были выполнены наблюдения структуры удаленного квазара с угловым разрешением, в два миллиона раз превышающим разрешение человеческого глаза (eso1229).

Субмиллиметровое излучение из космоса в значительной степени поглощается водяным паром в атмосфере Земли. Поэтому телескоп APEX был установлен на высоте 5100 метров над уровнем моря на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама, в одном из самых сухих мест на Земле, отличающемся непревзойденными условиями для астрономических наблюдений.

Как видно из самого названия телескопа, APEX сыграл роль «пробного камня» для проекта  ALMA. Его антенна является модификацией прототипа антенн ALMA, а сам он установлен на территории обсерватории ALMA, которая сейчас сама по себе работает в полную силу и является крупнейшей в мире наземной обсерваторией для наблюдений на миллиметровых и субмиллиметровых волнах. Телескоп ALMA представляет собой гигантскую решетку из пятидесяти четырех 12-метровых и двенадцати 7-метровых антенн. Именно благодаря пионерским работам на телескопе APEX ALMA является сейчас мировым лидером в области физики холодной Вселенной, наблюдая первое поколение звезд и галактик, получая прямые изображения образования планет. Некоторые из технических преимуществ APEX, такие, как его способность картографировать очень большие области неба, оказываются исключительно ценным дополнением к потенциалу ALMA.

Теперь, когда договор об эксплуатации APEX продлен до 2022 года, европейское научное сообщество будет продолжать использовать APEX в сочетании с уникальными возможностями, предоставляемыми ALMA. Телескоп APEX будет продолжать наблюдения холодной удаленной Вселенной, и несомненно подарит нам новые открытия.

Телескоп APEX (The Atacama Pathfinder Experiment) – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка MPIfR (Max-Planck-Institut für Radioastronomie), Космической обсерватории Онсала OSO (Onsala Space Observatory) Европейской Южной обсерватории ESO (European Southern Observatory). Телескоп спроектирован и построен компанией VERTEX Antennentechnik GmbH (Германия) по контракту с MPIfR. Конструкция его антенны базируется на прототипе антенны для проекта ALMA. Эксплуатация телескопа APEX в Чили доверена ESO.