ann17070-ru — Объявление

Правительство Ирландии заявило о готовности страны вступить в ESO

11 октября 2017 г.

10 октября 2117 г.

Вице-премьер и министр бизнеса, предпринимательства и инноваций Фрэнсис Фитцджеральд (Frances Fitzgerald) заявил, что правительство Ирландии готово начать формальную процедуру вступления в ESO в качестве страны-участницы. Правительство планирует закончить эту процедуру к концу 2018 года, после ратификации этого решения Законодательным собранием Ирландии (Irish Oireachtas), формального одобрения правительства и согласия Совета ESO, после чего Ирландия станет семнадцатой страной-участницей ESO (Member State).

Правительственное заявление знаменует достижение одной из ключевых целей принятого в 2015 г. стратегического документа «Innovation 2020», в котором отмечается необходимость усилить участие Ирландии в международных научно-исследовательских организациях, в том числе в ESO. Это заявление завершает собой как многолетние неформальные обсуждения, в которых участвовало астрономическое сообщество Ирландии и ESO, так и формальные переговоры с официальными представителями ирландского правительства, проходившие с января 2016 г.

Генеральный директор ESO Хавьер Барконс (Xavier Barcons) так объясняет значение этого решения: “Членство Ирландии в ESO стало бы ценным и в высшей степени желательным. В этой стране существует зрелое и в то же время быстро развивающееся исследовательское сообщество, активно проявляющее себя во областях науки, связанных с работой ESO, и это сообщество едино в своем желании присоединиться к ESO. И кроме того, в Ирландии быстро развивается высокотехнологичный промышленный сектор, который должен очень выиграть от получения доступа к техническим и промышленным возможностям, возникающим в результате членства в ESO.”

Вступление в ESO откроет новую страницу в и без того богатой истории развития астрономии в Ирландии. С 1845 до 1917 года в Ирландии работал крупнейший в мире телескоп того времени, известный как Парсонстаунский Левиафан: 1.8-метровый рефлектор обсерватории Бэрр Касл. В новейшую эпоху астрономы Ирландии сыграли ключевую роль в разработке приемников телескопа ALMA и детектора среднего инфракрасного диапазона для телескопа JWST.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы и самая продуктивная в мире наземная астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), работающий также в режиме крупнейшего в мире оптического телескопа-интерферометра (Very Large Telescope Interferometer, VLTI), и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: крупнейший в мире телескоп для выполнения обзоров неба в инфракрасных лучах VISTA и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент для обзоров неба в видимом свете. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов на плато Чахнантор: APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».