ann17076-ru — Объявление

Новое обозрение экзопланет: первое открытие

31 октября 2017 г.

Инструмент нового поколения для наблюдений экзопланет методом транзитов NGTS (The Next Generation Transit Survey), установленный в обсерватории ESO Параналь на севере Чили, открыл свою первую планету, горячий юпитер, обращающийся вокруг карликовой звезды класса M [1], обозначаемой теперь NGTS-1. Планета NGTS-1b – всего третий газовый гигант, обнаруженный методом транзитов у карликов класса M, вслед за планетами Kepler-45b и HATS-6b. Из них NGTS-1b самая большая и массивная: ее радиус составляет 130%, а масса – 80% Юпитера.

Инструмент NGTS представляет собой систему из двенадцати 20-сантиметровых телескопов, предназначенных для наблюдения слабых уменьшений блеска звезд в результате прохождения планет на фоне их дисков (“транзитов”) и загораживания планетами части света звезд. Сразу после обнаружения NGTS-1b ее существование было подтверждено наблюдениями на обсерватории ESO Ла Силья: фотометрическими измерениями с камерой EulerCam на 1.2-метровом швейцарском телескопе Леонарда Эйлера и спектроскопией с инструментом HARPS на 3.6-метровом телескопе ESO.

У карликовых звезд класса M довольно часто встречаются планеты небольшого размера, а вот газовые гиганты вроде NGTS-1b обнаруживаются вокруг них реже, чем у звезд типа Солнца. Это в целом согласуется с современными теориями образования планет, но чтобы более определенно представлять себе, какова вероятность обнаружить гигантскую планету у M-карлика, требуются наблюдения большего числа таких звезд. Установка NGTS специально спроектирована для поиска планет у карликов класса M: на долю этих звезд приходится примерно 75% всех звезд Млечного Пути и их изучение поможет астрономам узнать, какие планеты в Галактике составляют большинство.

Открытую систему экзопланет, возможно, ждет большое будущее: она является потенциальной мишенью для более детальных исследований с приемниками на борту космического телескопа Джеймса Уэбба NASA/ESA/CSA James Webb Space Telescope (JWST), который должен быть разещен на околоземной орбите в 2019 году.

[1] Карлики класса M – маленькие слабые звезды массой от 8% до 50% солнечной и с температурой поверхности меньше 3700°C. Из ближайших к Солнцу 60-ти звезд 50, по-видимому, являются M-карликами, хотя ни один из них не настолько ярок, чтобы его можно было видеть с Земли невооруженным глазом.

Результаты исследования представлены в статье “NGTS-1b: A hot Jupiter transiting an M-dwarf”, D. Bayliss и др., которая публикуется в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Состав исследовательской группы: D. Bayliss (Université de Genève, Switzerland), E. Gillen (University of Cambridge, United Kingdom), P. Eigmüller (DLR, Germany), J. McCormac (University of Warwick, United Kingdom), R. Alexander (University of Leicester, United Kingdom), D. Armstrong (University of Warwick, United Kingdom), R. Booth (Queen's University Belfast, United Kingdom), F. Bouchy (Université de Genève, Switzerland), M. Burleigh, J. Cabrera (DLR, Germany), S. Casewell, A. Chaushev (University of Leicester, United Kingdom), B. Chazelas, S. Csizmadia, A. Erikson, F. Faedi (University of Warwick, United Kingdom), E. Foxwell (University of Warwick, United Kingdom), B. Gaensicke (University of Warwick, United Kingdom), M. Goad (University of Leicester, United Kingdom), A. Grange, M. Guenther (University of Cambridge, United Kingdom), S. Hodgkin (University of Cambridge, United Kingdom), J. Jackman, J. Jenkins (Universidad de Chile, Chile), G. Lambert (University of Cambridge), T. Louden (University of Warwick, United Kingdom), L. Metrailler (Université de Genève, Switzerland), M. Moyano (Universidad Católica del Norte, Chile), D. Pollacco (University of Warwick, United Kingdom), K. Poppenhaeger, (Queen's University Belfast, United Kingdom; Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, United States), D. Queloz (Université de Genève, Switzerland), R. Raddi (University of Warwick, United Kingdom), H. Rauer (DLR, Germany), L. Raynard (University of Leicester, United Kingdom), A. Smith, M. Soto (Universidad de Chile, Chile), A. Thompson (Queen’s University Belfast, United Kingdom), R. Titz-Weider (DLR, Germany), S. Udry (Université de Genève, Switzerland), S. Walker (University of Warwick, United Kingdom), C. Watson (Queen's University Belfast, United Kingdom), R. West (University of Warwick, United Kingdom) и P.J. Wheatley (University of Warwick, United Kingdom).