ann18003-ru — Объявление

Утвержден проект создания нового мощного инструмента для телескопа ALMA

19 января 2018 г.

Совет директоров ALMA (ALMA Board) утвердил проект создания нового спектрометра для «Решетки Морита» (Morita Array), которая образует часть Большой Атакамской Решетки миллиметровых / субмиллиметровых антенн ALMA. «Решетка Морита», принадлежащая Японии, состоит из двенадцати 7-метровых и четырех 12-метровых антенн. В соответствии с программой развития телескопа (ALMA Future Development Program), новый спектрометр будет работать в сочетании с четырьмя 12-метровыми антеннами.

Решетка антенн ALMA достигает сверхвысокого разрешения путем интерферометрического объединения сигналов от многих антенн, в результате чего образуется гигантский виртуальный телескоп с эффективным диаметром до 16 километров. «Решетка Морита» составляет компактную часть ALMA – ее антенны находятся на небольшом расстоянии друг от друга [1]. Радиосигналы, принимаемые этими антеннами, обрабатываются и складываются сверхмощным вычислительным устройством -- коррелятором (ACA Correlator[2].

Сейчас коррелятор ACA оптимизирован для обработки сигналов от двенадцати 7-метровых антенн, но эта оптимизация не учитывает четырех 12-метровых антенн, работающих как единый телескоп. После запланированной модернизации коррелятор по-прежнему будет обрабатывать сигналы от 7-метровых антенн, в то время как сигналы от 12-метровых антенн будут обрабатываться новым спектрометром, что позволит максимизировать эффективность «Решетки Морита» [3].

Новый GPU-спектрометр [4] разрабатывается Институтом астрономии и космических исследований Кореи KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute) и Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan). KASI занимается вопросами проектирования, конструирования, тестирования и транспортировки инструмента в целом, а NAOJ – разработкой программного обеспечения и отдельных составных частей спектрометра, а также его интеграцией в систему ALMA. Предполагается, что ученые всего мира получат доступ к новому спектрометру, начиная с десятого наблюдательного цикла ALMA (Science Observation Cycle 10), который должен начаться в октябре 2022 г. [5]

[1] С «Решеткой Морита», известной также под названием «Атакамской компактной решетки» (Atacama Compact Array), исследуются космические объекты больших угловых размеров: молекулярные облака и близкие галактики.

[2] Коррелятор ACA – гигантская вычислительная машина для обработки данных, состоящая из 52 отдельных модулей, соединенных волоконно-оптическими каналами. Она проводит корреляцию сигналов от антенн и передает информацию в компьютеры ACA, которые выполняют окончательную обработку данных и строят изображения.

[3] Новая система называется “спектрометром”, а не “коррелятором”, так как при обработке данных от 12-метровых антенн требуется именно спектроскопия, а не корреляция. В случае «Решетки Морита» спектроскопия подразумевает разделение радиоволн по различным диапазонам частот.

[4] GPU, или графический процессор (graphics processing unit) – это электронный блок, предназначенный для ускорения построения изображений, выводимых на дисплей. GPU используются во встроенных системах, мобильных телефонах, персональных компьютерах, рабочих станциях и игровых приставках.

[5] Тестовые наблюдения со спектрометром, интегрированным в систему ALMA, намечены на 2020 год.

Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются: ESO, представляющей интересы своих стран-участниц, Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory), управляемой компанией Associated Universities, Inc. (AUI), представляющей Северную Америку и Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan), представляющей Восточную Азию. Общее управление строительством, тестированием и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках JAO: Объединенной обсерватории ALMA (Joint ALMA Observatory).